Кафедра психологии образования

Кафедра психологии образования

Телефон: 

(863) 218 - 40 - 00, доб. 11645

Кафедра «Психологии образования» возникла в 2006 г. в ходе создания Южного федерального университета, Педагогического института. С 2003 г. руководит кафедрой Белоусова А.К., доктор психологических наук, профессор. В 2014 г. в соответствии с приказом ЮФУ № 506-OД от 15.10.14г. «О структурных изменениях в Академии психологии и педагогики» кафедра специальной и практической психологии вошла в состав кафедры психологии образования.

Сотрудники кафедры

Белоусова Алла Константиновна - заведующая кафедрой, доктор психологических наук, профессор;

Азарова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент;

Антипова Ирина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент;

Барсукова Оксана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент;

Воронцов Дмитрий Владимирович - кандидат психологических наук, доцент;

Вышквыркина Мария Александровна - кандидат психологических наук, доцент;

Дроздова Ирина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент;

Каширская Ирина Константиновна - кандидат психологических наук, доцент;

Крищенко Елена Павловна - кандидат психологических наук, доцент;

Мозговая Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент;

Новохатько Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент;

Шевырева Елена Геннадиевна – кандидат психологических наук, доцент;

Юматова Ирина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент;

Косикова Людмила Валентиновна - кандидат психологических наук, старший преподаватель;

Сидоренкова Ирина Ивановна - кандидат психологических наук, старший преподаватель; 

Павлова Татьяна Васильевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель;

Мочалова Юлия Александровна - кандидат психологических наук, ассистент;

Ингерлейб Михаил Борисович – старший преподаватель;

Петраш Юлия Витальевна - старший преподаватель;

Бакаева Ирина Александровнаассистент;

Гаврилова Анна Валерьевна - ассистент;

Гордикова Ирина Васильевна - ассистент;

Саламатова Антонина Ивановна - ассистент;

Тушнова Юлия Андреевна - ассистент.

Цель деятельности кафедры психологии образования: подготовка специалистов, обладающих профессиональным самосознанием и основами психологической культуры.

Кафедра психологии образования принимает участие в обеспечении учебно-воспитательного процесса на факультетах Южного федерального университета. Преподаватели кафедры ведут занятия по различным дисциплинам на отделении психолого-педагогического образования по следующим специальностям и направлениям подготовки:

- 050700 - "Педагогика. Практическая психология в образовании";

- 050400 "Психолого-педагогическое образование. Психология образования";

- 050711 - "Социальная педагогика";

на отделении педагогического образования по специальностям и направлениям подготовки:

- 050703 - "Дошкольная педагогика и психология";

- 050707 - "Педагогика и методика дошкольного образования";

- 050708 - "Педагогика и методики начального образования";

на отделении психологического образования по специальности и направлению подготовки:

- 050715 - "Логопедия".

 

Научные направления кафедры:

Научное направление

Коды по ГРНТИ

(хх,уу; хх,уу)

1

Когнитивные основы моделирования инновационного потенциала субъектов образования на разных этапах онтогенеза

15.21

2

Личностные основы моделирования инновационного потенциала субъектов образования на разных этапах онтогенеза

15.21

3

Диагностика и минимизация проблем развития детей и подростков Южного региона

15.41.59; 15.81.61

1. Когнитивные основы моделирования инновационного потенциала субъектов образования на разных этапах онтогенеза

  • Белоусова А.К. – Диалогические основы формирования инновационного потенциала субъектов образования.

  • Вышквыркина М.А. – Психологические особенности мышления о другом человеке.

  • Павлова Т.В. – Психологические особенности совместной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте

  • Мочалова Ю.А. – Особенности образа мира представителей различных этнических групп с различным когнитивным стилем.

  • Кросс-культурные исследования когнитивных особенностей субъектов поликультурного образовательного пространства.

  • Тушнова Ю.А. – Кросс-культурные особенности образа мира у представителей этнических групп Юга России.

  • Бакаева И.А. - Технологии инициации самостоятельной деятельности подростков в дистанционном образовании

 

2. Личностные основы моделирования инновационного потенциала субъектов образования на разных этапах онтогенеза

  • Азарова Е.А. – Духовно-нравственное воспитание и образование

  • Антипова И.Г. – Развитие субъектности в контексте культуры.

  • Барсукова О.В. – Психология честолюбия.

  • Каширская И.К. – Проблемы гендерной социализации.

  • Косикова Л.В. – Ценностно-смысловые основания включённого обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья

  • Крищенко Е.П. – Доверие как фактор развития субъектности.

  • Мозговая Н.Н. – Развитие личностного пространства в онтогенезе.

  • Новохатько Е.Н. - Трансформация образа человека в психологии: историко-системный анализ

  • Гаврилова А.В. - Особенности психического выгорания в педагогической профессии

  • Петраш Ю.В. - Психология самоотношения.

 

  1. Диагностика и минимизация проблем развития детей и подростков Южного региона

- Воронцов Д.В. - Нормативность гендерной идеологии и проблема распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи половым путем; Социально-психологические особенности общения у лиц с ограниченными возможностями здоровья

- Шевырева Е.Г. - Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, Дифференциальная диагностика отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Дроздова И.И. - Детско-родительские отношения в «проблемных» семьях.

- Юматова И.И. - Профессиональное самоопределение лиц с проблемами развития

- Ингерлейб М.Б. – Особенности медицинской профилактики зависимостей среди молодежи

- Гордикова И.В. – Проблема доверия у дошкольников с особыми образовательными потребностями.

- Саламатова А.И. - особенности взаимоотношений преподавателей ВУЗа и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

 

Гранты кафедры психологии образования:

Грант «Оказание услуг по реализации первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012г.» Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», Министерство образования и науки РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Хоздоговор № 12/1 (регистрационный № НИЧ ЮФУ 38-14-2012-34 от 02.10.2012)

ГРАНТ «Гуманитарные технологии и модели развития толерантных отношений и формирования антиэкстремистских ценностей в молодежной среде в полиэтническом и поликонфессиональном регионе Российской Федерации» ЮФУ (Руководитель проекта: зав. кафедрой психологии образования д.пс.н., профессор Белоусова А.К. 2013 г.);

Грант РГНФ «Региональная модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями интеллекта» (2013г.)

ГРАНТ «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия». (Государственный контракт № 05.043.11.0017 от 14 мая 2014г.);

ГРАНТ «Разработка методов и технологии комплексного психологического исследования малых групп в организации» (2011-2012 гг., исполнитель) и «Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации» (2013-2014 гг., исполнитель), поддержанные Российским гуманитарным научным фондом.

ГРАНТ «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование) (2014г).

Монографии кафедры

  1. Барсукова О.В. Честолюбие. Представления о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. Монография. – СПб: Речь, 2010г. – 184с.

  2. Belousova A. Initiation of collaborative thinking aktiviti self-organization. Lambert Academik Publishing. 2010

  3. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: системный подход. Lambert Academik Publishing. 2010.

4. Т.П. Скрипкина, Е.П. Крищенко Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе. Мин-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. автономное образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т", Ростов-на-Дону, 2010. 327с.

5. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.

  1. Азарова Е.А. Психология зависимости. LAP Lambert Germany 2012.

  2. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации / под ред. А.В. Сидоренкова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012.

  3. «Интеллект и личность: кросс-культурный анализ. Коллективная монография/под ред. А.К. Белоусовой. Ростов-на-Дону: Изд-во «МАРТ», 2013г. С. 140-178.

  4. Мозговая Н.Н.Представления о личностном пространстве студентов высших учебных. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. ISBN: 978-3-8465-8942-7. 2012.

  5. Социально-гуманитарные измерения психической реальности в современном обществе: монография. / под ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ДГТУ,. -170с.

  6. Рогов Е.И., Антипова И.Г., Жолудева С.В., М. В. Науменко, Рогова Е.Е. Современные парадигмы исследований профессиональных представлений. под ред. Рогова Е.И. Ростов, Фонд науки и образования. ЮФУ 2014. ISBN 978-5-9905703-8-2 200 экз. 1,3п.л.

  7. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. 248 с.

  8. Психология малой группы: ретроспективный научно-вспомогательный указатель отечественных трудов, изданных в СССР и России. 100 лет пути / под ред. А.В. Сидоренкова. М.: КРЕДО, 2014.

Подготовка научных кадров в ЮФУ

Защита кандидатских диссертаций

  1. Коронцевич О.А. «Эмоциональные и вербальные оценки в мыслительной деятельности старшеклассников». Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. РГУ, 27.01.2006 г.

  2. Давлятова С.В. «Психологические особенности представления о себе как фактора личностного самоопределения дезадаптированных подростков». Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. РГУ, 14.06.2006 г.

  3. Осипов А.В. «Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления». Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. ЮФУ, 29.05.09.

  4. Вышквыркина М.А. «Конструктивные и деструктивные типы реакций на противоречия в системе представлений о другом человеке». ЮФУ, 29.10.2009.

  5. Молохина Г.А. «Гендерные особенности стиля мышления в юношеском возрасте». Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. ЮФУ, 14.05.10.

  6. Даутов Д.Ф. «Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности». Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. ЮФУ, 25.06.10.

  7. Гринько А.А. Динамика оценки личностных качеств себя и других в процессе групповой психотерапии. Научный рук.: д.пс.н., проф. Белоусова А.К. ЮФУ, апрель, 2011.

Кафедра психологии образования и НОЦ «Центр когнитивных исследований поликультурного и полиэтнического образовательного пространства Юга России» принимали участие в организации конференций    в 2010-2014 гг.         

  • 1 Первая Международная научно-практическая конференция "Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования". Ростов-на-Дону, 24-26 ноября, 2010г. http://ipsop.sfedu.ru/eng/download/SbornikIPSOP210.pdf

  • Вторая Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ЮФУ "Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования". Ростов-на-Дону, 24-25 ноября, 2011г. http://ipsop.sfedu.ru/eng/download/SbornikIPSOP2011.pdf

  • III Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ЮФУ "Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования". Ростов-на-Дону, 22-23 ноября, 2012г. http://ipsop.sfedu.ru/eng/download/SbornikIPSOP2012.pdf

  • IV Международная научная конференция «Когнитивные исследования на современном этапе: КИСЭ–2013». Ростов-на-Дону, 8-9 апреля 2013 г. 

  • Региональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы специальной практической психологии в образовании», 15 апреля 2013.

  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь в науке». Ростов-на-Дону, 19 апреля 2013г.

  • Форум специалистов Юга России по профилактике социальных и психологических зависимостей в молодежной среде. «Первый межрегиональный форум «Межведомственный подход к профилактике зависимостей в молодежной среде», ЮФУ, Ростов-на-Дону, 18-19 ноября 2013.

  • IV Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ЮФУ "Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования". Ростов-на-Дону, 21-22 ноября, 2013г. http://ipsop.sfedu.ru/eng/download/SbornikIPSOP2013.pdf

  • Первая Всероссийская студенческая конференция "Инновации в науке и образовании" 21-22 ноября 2013г.

  • Круглый стол для студентов и преподавателей ЮФУ по итогам поездки на XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. Сочи «Люди с Неограниченными возможностями». 20.03.2014, СКНЦ ЮФУ.

  • V-я Международная научно-практическая конференция (дистанционная) «Когнитивные исследования на современном этапе. КИСЭ-2014», 7-8 апреля 2014 г.

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика и коррекция проблемного поведения». Ростов-на-Дону, 17 апреля 2014 года.

  • Студенческая научно-практическая конференция «Молодежь в науке». Ростов-на-Дону, 11 апреля 2014г.

  • Международный форум «Интегративный подход в профилактике зависимостей в молодежной среде». - г.Ростов-на-Дону: ЮФУ, 18-20 ноября 2014.

  • Пятая Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию ЮФУ "Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования". Ростов-на-Дону, 20-21 ноября, 2014г. http://ipsop.sfedu.ru/eng/download/SbornikIPSOP2014.pdf

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика