Кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации
Кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации
Телефон:
- Месторасположение: кампус университета, ул. Зорге, 21, литера Г, корпус 6В, ком. 307а
- E-mail: 307a@list.ru
Кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации была создана приказом ректора Южного федерального университета №247-ОД от 15 июня 2016 г.
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
- Горюнова Лилия Васильевна- заведующий кафедрой, доктор педагогических наук
- Гудина Татьяна Викторовна – профессор, доктор педагогических наук, профессор, сотрудник сектора информационно-аналитического и консалтингового сопровождения РУМЦ СЗФО Череповецкого государственного университета
- Алехина Светлана Владимировна - доцент, кандидат психологических наук, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования;
- Акопян Марина Артавазовна – доцент, кандидат педагогических наук;
- Гутерман Лариса Александровна – доцент, кандидат биологических наук;
- Кирик Владимир Александрович – доцент, кандидат социологических наук;
- Тимченко Екатерина Сергеевна -доцент, кандидат педагогических наук
- Конанова Евгения Игоревна – доцент, кандидат исторических наук
- Скарга Вероника Владимировна – преподаватель.
УМР кафедры:
- Овчинникова Евгения Александровна - специалист по учебно-методической работе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ:
Основные образовательные программы, реализуемые кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации:
1. ОПОП подготовки бакалавра по направлению 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль «Дополнительное образование (воспитательная работа) и социальная педагогика». Форма обучения – заочная. http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N11587/D¶ms=(p_sel15_id=%3E912) Руководитель образовательной программы – Гутерман Л.А. (период реализации 2017 - 2023 гг.)
2. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа «Инклюзивное образование». Форма обучения – очная. Руководитель образовательной программы – Алёхина С.В. (период реализации 2020-2022 гг.)
3. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа «Тьюторство в сфере образования». Форма обучения – заочная. http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N11587/D¶ms=(p_sel15_id=%3E24379) Руководитель образовательной программы – Горюнова Л.В. (период реализации 2018 - 2021 гг.)
4. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа «Инклюзивное образование и социально-педагогическая реабилитация». Форма обучения – очная. http://sfedu.ru/00_main_2010/abitur/abit_2019/Annotation/44_04_01_inkl.pdf Руководитель образовательной программы – Акопян М.А. (период реализации 2019-2021 гг.)
5. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Магистерская программа «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра». Форма обучения – заочная. http://sfedu.ru/00_main_2010/abitur/abit_2019/Annotation/44_04_03_autism.pd Руководитель образовательной программы – Тимченко Е.С. (период реализации 2019-2022 гг.)
6. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Магистерская программа «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра». Форма обучения – очно-заочная. Руководитель образовательной программы – Гудина Т.В. (период реализации 2020-2023 гг.)
7. ОПОП подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Магистерская программа «Тьюторство в сфере образования». Форма обучения – заочная. Руководитель образовательной программы – Конанова Е.И. (период реализации 2020 - 2023 гг.)
Кафедра реализует Программы дополнительного профессионального образования:
- 1. Программа повышения квалификации «Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования» (72 часа);
- 2. Программа повышения квалификации «Проектирование и организация инклюзивного образовательного процесса в условиях среднего профессионального образования» (72 часа);
- 3. Программа повышения квалификации «Организационно-педагогические условия реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной общеобразовательной организации»
- 4. Программа повышения квалификации «Организационно-управленческие основы инклюзивного общего образования» (72 часа);
- 5. Программа повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа);
- 5. Программа профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование» (252 часа);
- 6. Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования» (252 часа);
- 7. Программа профессиональной переподготовки «Социальная педагогика» (504 часа).
Преподаватели кафедры реализуют дисциплины Модуля университетской академической мобильности:
- 1. Адаптационная дисциплина «Социальная коммуникация и технологии интеллектуального труда» (уровень магистратуры) http://sfedu.ru/files/upload/muam/9600000000000/Annotatsiya_MUAM_Adapt__dists___Sots__kommun__i_tehn___tuda_magistr_1.pdf
- 2. Адаптационная дисциплина «Социальная адаптация и коммуникации в учебной и профессиональной деятельности» (уровень бакалавриата) http://sfedu.ru/files/upload/muam/9600000000000/Annotatsiya_MUAM_adaptats__dists__Sots_adaptatsiya_1.pdf
- Научно-исследовательская деятельность кафедры
Основные научные направления, по которым кафедра осуществляет научно-исследовательскую деятельность:
- методология и методика инклюзивного образования;
- теория и методика профессионального образования.
Сотрудники кафедры в рамках научных направлений выполняют инициативные научно – исследовательские работы:
- 1. «Теория и методика профессиональной подготовки специалистов для системы образования» (профессор Л.В. Горюнова);
- 2. «Теоретические и практические основы развития инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации обучающихся с ОВЗ» (доцент М.А. Акопян);
- 3. «Подготовка педагогических кадров к реализации инклюзивного обучения на всех уровнях отечественной системы образования» (доцент Л.А. Гутерман);
- 4. «Развитие системы высшего образования: кластерный подход» (доцент В.А. Кирик)
- 5. «Теория и практика организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра( доцент Е.С. Тимченко).
- 6. «Теория и методика тьюторского сопровождения обучающихся» (профессор Л.В. Горюнова, доцент Е.И. Конанова, доцент Е.С. Тимченко).
НАУЧНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ, УЧЕБНО-НАУЧНЫЕ (УЧЕБНО-НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ЛАБОРАТОРИИ, СОЗДАННЫЕ В СТРУКТУРЕ КАФЕДРЫ:
- 1. Научно-образовательный центр «Педагогические технологии. Тьюторство». Руководитель центра Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, доцент, полномочный представитель ректора Южного федерального университета по делам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- 2. Инновационная проектная площадка «Мастерская технологий инклюзивного образования» на базе МБДОУ № 138. Руководители площадки: Горюнова Лилия Васильевна, доктор педагогических наук, профессор; Маркова Надежда Федоровна, заведующий МБДОУ №138, аспирант Академии психологии и педагогики.
- 3. Студенческое научное объединение «Инклюзия в образовании и обществе». Руководитель: Ромашевская Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации; Напалкова Мария, магистрант 2 года обучения
Кафедра работает в тесном сотрудничестве с:
- 1. Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЮФУ http://rumc.sfedu.ru/. Руководитель центра - кандидат биологических наук, доцент, полномочный представитель ректора Южного федерального университета по делам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Гутерман Лариса Александровна.
- 2. Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» при Министерстве просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики. Директор центра - Кушчетеров Алим Владимирович.
- 2.Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат №42»
-
3. Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра. Ресурсный центр функционирует на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42».
-
4. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская школа-интернат № 41»
-
5. Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями города Ростова-на-Дону»
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОЕКТЫ:
- 1. Форум директоров инклюзивных школ, проводится в рамках направлений сотрудничества с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
- 2. Проект «Базовая инклюзивная школа региона – основа инклюзивного образовательного пространства Юга России».
- 2. Всероссийская молодежная конференция «Образование для будущего, или будущее образования: взгляд молодежи», проводится в рамках сотрудничества кафедры с вузами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
- 3. Развитие педагогического образования в изменяющейся России (Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» № 26-08).
- 4. Международный образовательный форум «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» (Российский гуманитарный научный фонд, №15-06-14069).
- 5. Межрегиональная научно-практическая конференция «Подготовка педагогов к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра: стратегические ориентиры сетевого взаимодействия вузов» в рамках сотрудничества кафедры с Дагестанским государственным педагогическим университетом.
Учебники и учебные пособия, выпущенные коллективом кафедры:
- 1. Коррекционная педагогика: методики и технологии работы в системе инклюзивного образования. Учебник. / Васьков М.А., Самыгин С.И., Горюнова Л.В., Булавкин А.А., Булавкина О.В. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2018. 238 с. ISBN 978-5-394-03057-4
- 2. Педагогическая практика студентов. Учебное пособие. / Кирик В.А., Галустян О.В., Шапранова Н.Н. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2018. 114 с. ISBN 978-5-9275-3040-3
- 3. Выпускная квалификационная работа магистра. Учебное пособие. / Тарасенко Л.В., Кирик В.А., Сердюченко Я.В. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского отделения РИА. 2018. 56 с. ISBN 978-5-604-02-59-0-7
- 4. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. / Акопян М.А. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2018. 121 с. ISBN 978-5-9275-3106-6
- Проектирование системы тьюторского сопровождения обучающихся. Учебное пособие / Землина Е.М., Горюнова Л.В. Ростов-на-Дону. Издательство Южного федерального университета. 2019. 80 с. ISBN: 9785927533299
- Теоретическая педагогика. Электронный учебник. / Акопян М.А., Горюнова Л.В. 2019. http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/326160
Монографии:
- 1. Горюнова Л.В., Мареев В.И., Тимченко Е.С. Тьюторство в инклюзивном образовании: теоретические основы и практика реализации : монография. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. – 118 с. ISBN: 978-5-9275-3450-0
- 2. Горюнова Л.В., Тимченко Е.С. Повышение квалификации как инструмент профессионального развития учителей в России и за рубежом. Ростов-наДону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. – 146 с. ISBN 978-5-9275-3453-1
- 3. Ромашевская Е.С. Подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства: аспекты теории и практики. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 144 с.
- 4. Л.В. Горюнова, В.И. Мареев, Ромашевская Е.С. Подготовка педагогических кадров для системы инклюзивного образования. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 120