Лучшая подготовка к поступлению в вуз - честная учеба!

Метки: 

Преподаватели ростовской высшей школы категорически против «натаскивания на ЕГЭ»

 

Новый учебный год только стартовал, а старшеклассникам уже пора подумать об итоговых экзаменах в школе. Ведь именно от этого зависит, удастся ли им в следующем году успешно превратиться из абитуриентов в студенты выбранных вузов. Как эффективно подготовиться к поступлению? Этот вопрос эксперты от образования обсудили за круглым столом в пресс-центре ростовской «Комсомолки» во вторник, 26 сентября.

 

 Юлия ЛАНДЫШ

Рейтинг преподавателей - дело недалекого будущего

Владимир Александрович Кирик, директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета:

- В современном обществе образование - это один из главных капиталов, который гарантирует социальное продвижение. Сложившаяся система дополнительного образования без единого методического пространства привела к тому, что родители и дети путаются. Куда пойти, чтобы получить хорошее образование? В частное учреждение, в центр дополнительного образования при вузе, в городской центр творчества детей и молодежи? Или нужно ходить везде?

 Юлия ЛАНДЫШ

Оптимальным вектором развития нам представляется объединение усилий: школы дают связь с госстандартами, частные центры - гибкие траектории развития, а вузы - мощную научную базу. Все это в содружестве обеспечивает качество. Южный федеральный университет в течение двух лет реализует такой опыт совместно со школами Ростова, Таганрога и Юга России. Речь идет о присвоении школьникам статуса кандидата в студенты, который предполагает определенный набор привилегий: доступ к ресурсам университета, библиотеке, сайту, участие в научных программах, использование лабораторного оборудования. Востребованы и сетевые программы, когда мы проводим различные мероприятия совместно с другими образовательными центрами.

 Юлия ЛАНДЫШ

При выборе программ дополнительного образования важнейшим является репутационный критерий - кто преподает и как? На прошедшем недавно фестивале науки мы предлагали педагогическому сообществу Юга России учредить статус «педагог образовательного кластера Южного федерального округа». В это профессиональное сообщество сможет войти любой работник дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего, дополнительного образования. Каждый педагог сможет обмениваться программами и практиками, а также при желании подтвердить свой уровень. Для этого нужно пройти независимую аттестацию, которая выявит его предметную, учебно-методическую и психолого-педагогическую компетентность. Сдаст ли он ЕГЭ на 100 баллов? Умеет ли учить? Найдет ли подход к детям? Мы готовы инициировать проект открытого реестра педагогов образовательного кластера, чтобы результаты признания профессионального сообщества были опубликованы на сайте и стали доступны всем интересующимся.

Вузовская школа убирает страх математики

Карякин Михаил Игоревич, директор Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета:

- Довольны ли мы уровнем подготовки абитуриентов? Увы, нет. Целое поколение школьных учителей и учеников научились ставить галочки на ЕГЭ, в то время как творческий подход к решению задач отошел на второй план. Мы это чувствуем очень сильно, ведь для математика главное - умение проводить доказательные рассуждения. Школьники, которые совсем не умеют этого делать, испытывают культурный шок, приходя на мехмат. Для решения проблемы качества подготовки абитуриентов у нас на мехмате созданы две школы - компьютерная и математическая, а также «нулевой курс» для 10-11 классов. Компьютерная школа успешно работает уже 22 года. К сожалению, курс информатики в обычной средней школе все время отстает от жизни, да и учебники многие весьма скучные. Мы же даем то, что сейчас актуально и важно, а главное - интересно; у ребят светятся глаза. Неслучайно в этом году к нам в компьютерную школу пришло более семисот школьников.

 Юлия ЛАНДЫШ

 

Видя проблемы со школьной математикой, получая в качестве абитуриентов «детей ЕГЭ», мы еще в 2008 году открыли и математическую школу. Начинали с 20 человек, а сейчас к нам записалось более 400 школьников с 5 по 10 классы. Они приходят, потому что у нас учат математике не так, как в школе, а спокойнее и свободнее. В группах не более 12-15 человек. И далеко не все из них математические таланты. Поэтому одна из наших задач - убрать страх перед математикой. Через год занятий даже самые слабые на момент набора дети уверенно участвуют в математических боях, олимпиадах и других соревнованиях.

«Нулевой курс» тоже пользуется популярностью у старшеклассников. Его задача не натаскать на ЕГЭ, а дать качественное дополнительное образование, привить любовь к предмету и показать, как строится учеба в высшей школе. В этом году принято решение объявить конкурс среди способных ребят из малоимущих семей, которые по рекомендации директора своей школы могли бы посещать занятия «нулевого курса» бесплатно. С октября ждем заявки!

Один из вариантов - поступить в вуз после колледжа

Габеев Вадим Таймуразович, директор Колледжа прикладного профессионального образования Южного федерального университета:

- Что касается подбора репетитора и варианта подготовки, то у родителей, как правило, начинается паника за год-два до поступления в вуз. На рынке образовательных услуг достаточно большой корпус репетиторов. Но перед родителями встает вопрос их верификации… Я бы порекомендовал искать специалиста-предметника в вузовском сообществе: в нашем университете, например, выстроена система дополнительного образования, где официально и легально дадут абитуриенту необходимый объем знаний. Относительно образовательной траектории «Колледж-ВУЗ». Это один из путей получения высшего образования. У нашего колледжа особый статус - университетский. И требования соответствующие.

 Юлия ЛАНДЫШ

 

Кого мы получаем на входе? В 2017 году средний проходной балл аттестата был установлен на уровне 3,7. Это - нижний порог. А когда мы посчитали средний балл аттестата поступивших в колледж, то получилось 4,2. То есть достаточно качественное пополнение.

Тем не менее, по некоторым общеобразовательным предметам за первый месяц обучения выявились точечные пробелы. Но ребята готовы учиться, подтягивать свой уровень по русскому и английскому языкам, математике через систему дополнительного образования. В период обучения студенты колледжа участвуют во всех вузовских научно-образовательных мероприятиях: конференциях, симпозиумах, вебинарах. А несколько дней назад не только своими глазами увидели достижения вузовской науки на грандиозном Фестивале науки Юга России, но и впервые подготовили экспозицию колледжа!

Таким образом, получив за три года знания, профессиональные навыки и компетенции, наши выпускники уверенно сдают внутренние вступительные экзамены и поступают в ЮФУ на программы высшего образования.

Поэтому призываю абитуриентов и их родителей помнить об этой траектории получения высшего образования.

Просто учитесь, а ЕГЭ приложится

Семин Александр Александрович, директор лицея Южного федерального университета:

- Самое правильное, что сегодня может сделать родитель для подготовки своего ребенка к поступлению в вуз - это привести его поступать в лицей Южного федерального университета. Прием ведется на базе 8, 9, 10, 11 классов. Дети проходят специальный отбор и поступают к нам со всех районов города. Чем отличается наш лицей? Мы исходим из понятия «классическое образование» по всем дисциплинам, когда планомерное освоение учебного плана позволяет выйти на достаточно хороший образовательный уровень и в конечном итоге успешно сдать тестовое здание. Подготовка по предмету - это и есть подготовка к ЕГЭ! Но в сознании людей эта истина несколько исказилась.

 Юлия ЛАНДЫШ

Люди сейчас рассуждают прагматично: чтобы поступить в вуз, надо заявить баллы всего по трем предметам. Это привело к тому, что самими школьниками и их родителями упор делается на избранные дисциплины. Подготовка к ЕГЭ и образование - это связанные, но очень разные вещи. Нельзя быть «немножко образованным».

Конечно, вы можете обратиться в коммерческие центры или к репетиторам, которые «натаскают» вас на тесты. Но получите ли вы при этом образование? Да, освоив узкую специальность, можно стать профессионалом своего дела, хотя вряд ли вы сможете при этом создавать новый продукт, потому что это требует широты мышления.

Почувствуй себя студентом!

Галоян Яна Эдуардовна, директор института гуманитарных технологий Южного университета (ИУБиП):

- Соглашусь с коллегами. Уровень подготовки абитуриентов, действительно, разный. ЕГЭ наносят непоправимый удар по таким компетенциям старшеклассников, как умение рассуждать и анализировать, что в дальнейшем сказывается на их профессиональном самоопределении. Именно в этой связи мы почувствовали острую необходимость в создании проекта «Поколение будущего», целью которого является формирование психологической готовности старшеклассников к поступлению в вуз. Проект стартовал в прошлом учебном году. Мы предоставили школьникам уникальную возможность почувствовать себя настоящими студентами нашего университета, посетить лекции, практические занятия и мастер-классы по всем специальностям, что поможет им в дальнейшем с определением траектории профессионального развития и корректным выбором экзаменов, необходимых для поступления в вуз. А комплекс адаптационных мероприятий проекта позволит минимизировать стресс и чувство страха перед сдачей экзаменов.

 Юлия ЛАНДЫШ

Хочу также отметить низкий уровень языковой подготовки школьников. Мы пытаемся бороться с этой проблемой. В нашем университете работает языковая школа «АНРИ», предлагающая широкий спектр образовательных программ по изучению иностранных языков.

Спокойствие, только спокойствие!

Коханова Виктория Сергеевна, руководитель Академии экономики и управления Южного университета (ИУБиП):

- На мой взгляд, при подготовке к экзаменам нужно делать упор на сглаживание психологического негатива, который окружает ребенка. Как правильно определить для себя стратегию? Как реагировать на страхи? Как родителям помочь своему ребенку преодолеть страх перед ожиданием экзаменов? Важную роль в снятии этого напряжения играет репетитор. Грамотный специалист объяснит ребенку, что его задача не в том, чтобы набрать 100 баллов, а в том, чтобы просто знать предмет, уметь показать эти знания и чувствовать себя уверенно. И, конечно, репетитор в комфортной обстановке сможет объяснить то, что не успел учитель в классе. Самое главное, ребенок в этом случае не боится выразить заинтересованность, будучи уверенным, что ему ответят спокойно.

 Юлия ЛАНДЫШ

Следовать за интересом ребенка

Подлесная Наталья Сергеевна, директор Детско-юношеской научной академии (ДЮНА), г. Таганрог:

- Идею создания нашей академии мне подсказали мои дети. Я заметила, что у школьников младшего и среднего возраста, практически отсутствует возможность реализовать свою потребность в занятиях научной деятельностью вне школьной программы. Кроме того, выбирая то или иное направление дальнейшего обучения, старшеклассник не всегда точно представляет, чем именно занимается та или иная наука, какие научные проблемы решаются в современном мире в этой области, что из имеющегося разнообразия научных проблем ему наиболее интересно. Младшие школьники вообще остаются «за бортом» этих вопросов, хотя именно у них природная жажда познания и творчества особенно проявлена. А ведь их интерес к наукам, будучи вовремя поддержанный, даст хорошую основу для развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и навыков сотрудничества в будущем, позволит сделать осознанный качественный выбор дальнейшей деятельности.

 Юлия ЛАНДЫШ

 

Академия создана год назад, и в прошлом учебном году к нам в основном пришли школьники со второго по пятый классы. Это тот возраст, когда у ребят есть тысяча «почему?», и мы стремимся дать им возможность получить на эти вопросы профессиональные ответы. У ребят есть возможность попробовать погрузиться в разные научные темы с помощью людей, которые любят свою сферу деятельности и с большим воодушевлением рассказывают о нем. Мы считаем, что нужно идти за интересом ребенка, а не учить его насильно! А дальше остается только «подбрасывать в топку». Вопрос мотивации в учебе в такой ситуации отпадает сам собой за ненадобностью.

Чего еще не хватает в школе? Практических, лабораторных занятий. Самое эффективное обучение - то, которое подкрепляется собственными наблюдениями и самостоятельными выводами.

Именно такой подход к дополнительному образованию мы и стремимся реализовывать.

Учитесь учиться!

Ирина Александровна Любимова, директор детского центра робототехники Geek School, г. Таганрог:

- Цель нашего центра как раз и состоит в том, чтобы привить детям любовь к техническому творчеству. Заниматься приходят ребята от 6 до 16 лет. Преподают у нас студенты старших курсов ЮФУ. Упор делается на робототехнику, 3D-моделирование, программирование. В Москве деятельность подобных центров очень развита, и столичные школьники охотно участвуют в их работе.

 Юлия ЛАНДЫШ

Наши дети после школьной муштры боятся занятий как таковых, но уже после первого раза ребенок уходит домой окрыленный. Ребята, которые занимаются около года, с удовольствием принимают участие в соревнованиях. И сейчас совместно со школами и техническими кружками мы реализуем различные образовательные проекты по нашему профилю. У ребят появляется цель, им становится интересно учиться!

Хочу подчеркнуть, что мы не готовим к ЕГЭ - у нас проектная деятельность: учим основам программирования, ведем к соревнованиям. И все это является важной частью образовательного процесса в целом. Чем больше будет доступно таких разнонаправленных школ, тем лучше.

Видеорепортаж

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика