В Южном федеральном университете 19-26 апреля 2019 г. профессор, доктор психологических наук, руководитель мета-аналитических проектов Научно-исследовательского центра изучения эффективности образовательных технологий и когнитивных процессов университета Конкордия (Канада, Монреаль) Бороховский Евгений Федорович прочтет курс лекций в ЮФУ на тему: «Методология и практика мета-аналитических исследований в психологии и других гуманитарных науках».
Выпускник отделения психологии философского факультета Ростовского государственного университета, защитил докторскую диссертацию на факультете психологии Concordia University, работал в НИИ Нейрокибернетики.
Читает курсы лекций по мета-аналитическим исследованиям эффективности образовательных технологий и когнитивных процессов и другие в России и Канаде. Публикует работы в научных журналах и коллективных монографиях на английском и русском языках. Член редколлегии «Российского психологического журнала».
Область профессиональных интересов: мета-аналитические исследования в образовании и прикладной психологии.
Приглашаются обучающиеся всех уровней подготовки, профессорско-преподавательский состав Южного федерального университета, выпускники и члены Ассоциации выпускников ЮФУ.
Место проведения:
- г. Ростов-на-Дону, ЮФУ. пер. Днепровский, 116.
Время проведения:
- 19.04.2019 (пятниц) – 9.50-11.55-13.45 – ауд. 204
- 22.04.2019 (понедельник) – 9.50-11.55-13.45 – ауд. 204
- 23.04.2019 (вторник) – 9.50-11.55-13.45 – ауд. 204
- 24.04.2019 (среда) – участие в пленарном заседании Неделя науки АПП – 9.50-11.55 – Лекторий 1
- 25.04.2019 (четверг) – 9.50-11.55-13.45 – ауд. 204
- 26.04.2019 (пятница) –11.55-13.45 – ауд. 204
Ответственная за прием – координатор по международной деятельности Академии психологии и педагогики ЮФУ – Людмила Юрьевна Крутелева (моб. тел.: +7(928)138-48-34, e-mail: kruteleva@sfedu.ru).
Аннотация курса
Объем публикаций практически в любой из социальных наук (психология, социология, образование и другие) огромен и продолжает неуклонно расти. Способность эффективно ориентироваться в этом многообразии так, чтобы находить наиболее адекватную и надежную информацию и уметь качественно обобщить и интерпретировать ее в соответствии со стоящей перед исследователем задачей – одна из важнейших для студентов и аспирантов как будущих ученых и практических специалистов, которым необходимо полагаться в своей работе на наиболее актуальные и проверенные результаты исследований. К счастью, в настоящее время на вооружении социальных наук находится относительно недавняя, но уже прекрасно зарекомендовавшая себя как способная адекватно ответить на вызовы, описанные выше, методология систематических обзоров литературы и, в частности, метод мета-анализа.
Обширная категория систематических обзоров литературы, и в частности та ее разновидность, которая квалифицируется как количественный синтез или мета-анализ, была разработана и введена в практику в начале восьмидесятых годов двадцатого века (Glass, McGaw, & Smith, 1981) и с тех пор постоянно совершенствуется и дополняется (например, Lipsey & Wilson, 2001, Borenstein et al., 2009). Эта методология предназначено для решения двух основных задач:
(1) Помочь ученым, работающим в сфере социальных наук, преодолеть ограничения и субъективизм более традиционных описательных обзоров литературы и
(2) Дать им надежный и многофункциональный инструмент для эффективного обобщения данных первичных экспериментальных исследований, который способен не только находить различия и аналогии в научных работах выполненных на разных выборках (samples), в различное время и различных условиях, но и статистически анализировать и сводить их воедино для описания основных закономерностей и построения более объективной картины, отражающей состояние изучаемого вопроса в масштабах соответствующей генеральной совокупности (population).
Общие положения курса
Предлагаемый курс рассчитан преимущественно на студентов старших курсов и аспирантов, но может быть адаптирован и для других целевых аудиторий – как младшекурсников, заинтересованных в правильном восприятии и понимании опубликованных мета-аналитических исследований в учебных целях, так и преподавателей и ученых, ведущих собственную научно исследовательскую работу и заинтересованных в овладении и практическом применении мета-анализа. Курс задуман как путешествие в мир систематических обзоров эмпирической литературы в социальных дисциплинах, в ходке которого учащиеся смогут открыть для себя как именно методология систематических обзоров литературы и, в особенности, мета-анализ способствуют оптимизации научных исследований и применению их результатов на практике. А именно: как исследователи могут находить о обобщать данные различных экспериментов для ответа на наиболее значимые и противоречивые вопросы в сферах своих научных интересов; и как прикладные специалисты и руководители-администраторы используют результаты мета-аналитических исследований в принятии практических решений. Не менее важно, курс позволит студентам изучить интригующую методологию различных видов систематических обзоров (включая мета-анализ, синтез качественных данных и каталог аргументов).
Курс будет полезен не только студентам, планирующим использовать приемы мета-анализа в своих непосредственных научных исследованиях, но и тем, кто стремиться лучше понять постоянно публикуемые мета-анализы других авторов в своих дисциплинах по вопросам, имеющим для них как теоретический, так и прикладной интерес. В лучших традициях педагогического подхода обучения в процессе практики (“learning by doing”), учащимся может быть предоставлена возможность планирования и реализации индивидуальных мета-аналитических проектов в области своих научных интересов, дипломных и диссертационных работ.
Задачи и ожидаемые результаты курса
Успешное достижение учебных целей курса означает приобретение студентами следующих знаний и навыков:
- Четкое понимание необходимости проведения систематических обзоров литературы и мета-аналитических исследований, их актуальность и значимость для теоретических и прикладных научных изысканий и практической деятельности.
- Знание и умение применять на практике основополагающую терминологию систематических обзоров литературы и мета-аналитических исследований как средства коммуникации среди ученых и между учеными и специалистами прикладных областей в социальных науках. Это важно, так как любая проблема в этой сфере знаний может быть успешно разрешена только тогда, когда работающие над ней профессионалы разделяют общее понимание связанных с ней концепций и методов (буквально, «говорят на общем языке»).
- Способность распознавать научные проблемы и прикладные задачи, для решения которых адекватна и эффективна методология мета-анализа, а также формулировать вопросы и разрабатывать план реализации грамотного мета-аналитического исследования.
- Адекватное знакомство с методологией систематических обзоров литературы и мета-анализа, которое позволило бы учащимся разрабатывать и реализовать гибкую стратегию поиска литературы по вопросу исследования, оптимизировать технические и методические приемы проведения мета-аналитического исследования и умение аргументированно обосновывать принимаемые решения в соответствии с задачами и специфическими особенностями конкретного исследовательского проекта.
- Понимание принципов и умение организовать командную работу, так как координированная коллективная практика – единственный эффективный и надежный способ реализации мета-аналитических проектов.
- Практические навыки проведения информационного поиска, предварительного и основного отбора и анализа данных (включая неполные и фрагментированные данные), извлечения величины эффекта и осуществления статистических процедур интеграции и анализа закономерностей распределения индивидуальных эффектов.
- Способность определять релевантные модерирующие переменные и анализировать их влияние на величину эффекта в контексте основного вопроса исследования, а также грамотно интерпретировать полученные результаты и их потенциальное значение для дальнейших исследований и прикладного применения.
- Умение оценивать качество проведения и ценность результатов мета-аналитических исследований других авторов в интересующих студентов предметных областях