В.А. Кирик: «Наша миссия – развитие научно-образовательного потенциала страны»

Метки: 

Владимир Александрович Кирик - кандидат социологических наук, директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, руководитель проекта «Образовательный кластер Южного федерального округа», выпускник и член правления Ассоциации выпускников Южного федерального университета.

Свою профессиональную деятельность начинал в 2007 году старшим лаборантом факультета социологии и политологии. В 2010 году стал старшим преподавателем факультета социологии и политологии ЮФУ, а с 2012 по сентябрь 2015 года был доцентом Института социологии и регионоведения. В марте 2010 года назначен заместителем проректора по учебно-методической и социальной работе – начальником учебно-методического управления Южного федерального университета. С 2012 года по 2013  год В.А. Кирик работает в должности начальника управления учебно-методической работы, непрерывного и дополнительного образования. В 2013-2014 гг. – начальник управления социально-воспитательной работы и молодежной политики, начальник управления социальной и молодежной политики.

В марте 2014 г. назначен проректором ЮФУ по социальной политике и развитию молодежных программ. С 2015 г. по октябрь 2016 г. – проректор по учебной работе и развитию молодежных программ.

28 октября 2016 года Владимир Александрович был избран директором Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

О преимуществах обучения в федеральном вузе, целях Академии, трудоустройстве выпускников и многом другом В.А. Кирик рассказал «Парламентскому вестнику».

– Владимир Александрович, поделитесь историей образования возглавляемого вами подразделения. Расскажите о деятельности Академии.

– Начну с того, что Южный федеральный университет в 2017 году отпраздновал 102-й год своей истории. Сегодня ЮФУ ведет научно-образовательную деятельность по пяти укрупненным научно-образовательным профилям: естественные и физико-математические науки; инженерная сфера; социально-гуманитарные науки; архитектура и искусство, а также область психологии и педагогики. Каждое структурное подразделение университета относится к одному из этих профилей. Одним из таких крупных подразделений является Академия психологии и педагогики ЮФУ.

Современный период истории нашего подразделения в рамках ЮФУ датируется от 2014 года. Именно тогда в нынешний формат организационной структуры Академии психологии и педагогики объединились Академия педагогического образования и факультет психологии, хотя, безусловно, исторические и академические традиции научных школ, преемственность поколений ученых восходят ко временам Императорского Варшавского университета, Педагогического института, факультета психологии РГУ.

Такое подразделение как АПП ЮФУ выступает в качестве методического центра, который обеспечивает базовую психолого-педагогическую компетенцию всем студентам университета и координирует весь укрупненный профиль направления в рамках всего университета.

Спектр направлений подготовки, который реализуется в Академии, следующий: это бакалавриат и магистратура психологии; 2 психологических специалитета: «Психология служебной деятельности» и «Клиническая психология». Кроме того, это большой пул программ в области педагогического образования: специальное дефектологическое образование, профили «Начальное образование» и «Дошкольное образование» на уровнях как бакалавриата, так и магистратуры, «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Профессиональное обучение». Также имеется педагогический специалитет «Психология и педагогика девиантного поведения». Естественно, в обеих областях присутствуют программы аспирантуры и докторантуры.

В 2015 году у нас была создана новая кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации. В начале 2018 года были созданы еще 2 новые кафедры: кафедра психологии личности и консультативной психологии, а также кафедра организационной и прикладной психологии образования. Создание новых кафедр, на мой взгляд, всегда отражает, с одной стороны, новые потребности общества, государства и экономики, а, с другой, некоторый профессиональный рост подразделения.

– Сколько студентов обучается в подразделении? Какова динамика поступления?

– В настоящее время контингент обучающихся превышает 3800 человек (включая очную, очно-заочную и заочную формы обучения). Из года в год мы видим положительную динамику тех контрольных цифр набора бюджетных мест, которые в качестве заказа формулирует нам государство. Например, в 2018 году в рамках приемной кампании мы должны будем набрать на бюджетные места по направлениям в области психологии и педагогики свыше 1000 абитуриентов.

– Могли бы вы выделить какие-либо цели, которые стоят перед Академией?

– Говоря о целях отдельного структурного подразделения университета, необходимо помнить о стратегиях, которые существуют во всем Южном федеральном университете. Существует «Программа развития ЮФУ», утвержденная постановлением Правительства РФ на срок до 2021 года. В этой программе обозначены несколько блоков целей и задач.

Первый блок связан с повышением качества образования и выражен он в таких показателях как средний балл ЕГЭ, для тех, кто поступает на программы бакалавриата и специалитета.

В Законе об образовании сказано, что качество образования – это степень освоения планируемой образовательной программы. Фактически она раскладывается на три составляющие: качество на входе, качество реализации программы и качество на выходе.

Качество на входе проявляется в том, какой контингент обучающихся мы набираем, насколько они компетентны и подготовлены, с какими результатами завершили школьную программу. Критерий ЕГЭ позволяет нам отбирать наиболее мотивированную и подготовленную часть школьников. Именно эта цель, которую преследует каждое структурное подразделение университета, представлена в «Программе развития».Больше половины набора – это магистратура. Как федеральный университет, мы имеем миссию, связанную с развитием научно-образовательного потенциала всего федерального округа и страны в целом. Поэтому мы ориентированы не только на развитие программ бакалавриата, имеющих более локальную ориентацию, привязанную к нашему южно-российскому макрорегиону, но и на то, чтобы рекрутировать в нашу магистратуру, которая создается ведущими лидерами образовательной сферы, лучших выпускников бакалавриата всех вузов Южного федерального округа, страны и мира в целом. По итогам приемной кампании 2017 года доля магистров, поступивших на первый курс с дипломом других вузов, превысила 52%. Это означает, что выпускники наших бакалаврских программ в рамках программы академической мобильности могут попробовать получить магистерскую степень в вузах-партнерах, в сети клуба десяти федеральных университетов или же за рубежом. Мы в целом ориентированы на поддержание таких стратегий развития обучающихся. С другой стороны, мы имеем возможность привлечь лучших выпускников всех вузов РФ и в наши магистерские программы.

По данным 2017 года прослеживается существенный рост интереса к образовательным программам как бакалавриата, так и магистратуры со стороны иностранных студентов. На текущий момент у нас обучается 8% зарубежных воспитанников из стран ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и стран Латинской Америки.

Другой блок показателей – это область научной деятельности. Еще Ю.А. Жданов, один из выдающихся ректоров университета и лидеров академического мира юга России, говорил, что университет – это, в первую очередь, научное учреждение.

Сейчас в структуре направлений мы имеем 9 официально зарегистрированных научных школ, а научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью работы каждого преподавателя. На базе университета создан Южно-российский научный центр Российской академии образования, который выполняет координацию научно-исследовательской деятельности в области психологии и педагогики по всему югу РФ и обеспечивает связь с институтами Российской академии образования. Результатами заделов, сформировавшихся в рамках этого направления, стали несколько крупных федеральных проектов, в которые мы включились в 2017 году. Я имею в виду выигранные нами гранты на создание федерального ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования, который по поручению Министерства образования и науки РФ предусматривает создание системы сопровождения адаптированных образовательных программ по работе с инвалидами в нашем регионе. Нами был создан Центр коллективного пользования, call-центр, также проводятся еженедельные вебинары и конференции. Фактически, мы объединяем всех, кто в вузах юга России занимается инклюзивным образованием, и помогаем им выстроить образовательные практики таким образом, чтобы сделать это образование наиболее доступным для инвалидов.

– Владимир Александрович, как вы оцениваете эффективность магистерских программ, при обучении на них студентов, имеющих базовое образование другого направления?

– В настоящее время существует несколько точек зрения на этот вопрос. Однако факты говорят за себя: при анализе карьерных траекторий и стремлений студентов становится понятно, что эффективность значительная. То обстоятельство, что российская система образования действует в рамках болонской двухуровневой системы, создает совершенно новую уникальную возможность для выстраивания индивидуализированной, постоянно соизмеряемой с потребностями рынка образовательной, профессиональной и карьерной траектории. Например, обучающийся, получивший базовую бакалаврскую программу, вполне может соизмерить, что на текущий момент на рынке произошли определенные изменения и для того, чтобы выстроить более эффективный жизненный путь, ему необходимо сориентировать профессиональный вектор развития в несколько ином направлении. В этом случае он получает соответствующее образование уровня магистратуры и имеет уже два набора компетенций в рамках одной области, смежных или же абсолютно разных. Так, например, тот, кто закончил направление в области искусства, завершив затем магистратуру Академии психологии и педагогики, становится уникальным специалистом в области арт-педагогики – очень популярного направления в современных дошкольных учреждениях и в частных учреждениях дополнительного детского образования. Поэтому мы видим, что доля тех, кто не имеет базового образования, но хочет поступить в магистратуру какой-либо специализации, значительно увеличивается. Эффективность этого обучения подтверждается также и результатами трудоустройства выпускников вузов: как известно, сейчас результаты по этому направлению замеряются через систему пенсионного фонда. По данным системы независимого мониторинга, выпускники Академии психологии и педагогики ЮФУ, в зависимости от конкретного направления и уровня подготовки, имеют процент трудоустройства в течение года после выпуска от 85 до 98%.

– В чем преимущества обучения в АПП ЮФУ?

– Обучаясь в нашей Академии, как в структурном подразделении федерального университета, студент имеет возможность получить доступ к образовательным программам, которые имеют как государственную, так и международную общественно-профессиональную аккредитацию и призвание.

Каждый обучающийся имеет шанс реализовать себя в проектной и научно-исследовательской деятельности, которая начинается с 1-го курса. Эта деятельность, конечно же, синхронизирована с тематикой научно-исследовательских проектов, которые поддержаны и государством, и международными фондами.

Кроме того, студенты получают доступ к уникальному исследовательскому оборудованию, лабораторной базе и инфраструктуре нашего университета. Например, специалисты в области педагогической дефектологии, обучающиеся у нас, имеют доступ ко всем ресурсам Центра коллективного пользования.

Также отмечу, что особенность любого федерального университета в том, что он является точкой входа в масштабное пространство мирового и федерального сотрудничества. В нем всегда действует множество образовательных сетевых программ и программ мобильности.

В ходе обучения мы выстраиваем механизмы, которые гарантируют качество образования на выходе – систему сопровождения трудоустройства. Для специалистов, которые у нас получают психолого-педагогический профиль, выстроена система отложенных трудовых договоров или договоров целевого обучения. Она подразумевает формирование перечня вакансий с горизонтом планирования в 3 года. Система образования формулирует его в соответствии с прогнозом потребности в педагогических кадрах на данный период. Мы, в свою очередь, проводим среди студентов конкурс на право заключения договора о целевом обучении. Таким образом, студент, пройдя процедуру, включающую решение кейса от директоров учреждений, и пройдя ознакомительную стажировку, уже на 2-м курсе бакалавриата имеет возможность заключить договор, по которому на следующий день после получения диплома он, как минимум, на трехлетний период будет трудоустроен в данной образовательной организации.

Беседовал Александр Астапенко

Источник

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика