Белоусова А.К.

Белоусова, Алла Константиновна

Белоусова Алла Константиновна в 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета по специальности — «Психология». С 1981 по 1991 г. работала ассистентом, старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии, кафедры психологии Карагандинского государственного университета. С 1991по 2006 г. работала в Ростовском государственном педагогическом университете ассистентом, доцентом, заведующей кафедрой общей психологии, а с 2006 г. по настоящее время заведует кафедрой психологии образования Южного федерального университета.

В 1992 г. Белоусова А.К. защитила кандидатскую диссертацию, ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Ростовского государственного педагогического университета 16.10.1992 года и утверждена ВАК РФ 19.03.1993 года.

В 2003 г. Белоусова А.К. защитила докторскую диссертацию, ученая степень доктора психологических наук присуждена решением ВАК РФ 19.09.2003 г. Ученое звание профессора по кафедре психологии образования присвоено Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 марта 2009 г.

Стаж научно-педагогической работы составляет 35 лет, в том числе стаж педагогической работы в вузе – 35 лет. Стаж работы в Южном федеральном университете составляет 25 лет.

За время работы Белоусова А.К. принимала участие в модернизации образовательного процесса: под её руководством на кафедре разработаны новые рабочие программы и учебно-методические комплексы для ГОС ВПО 3поколения. Она входила в рабочую группу по созданию ОС ЮФУ по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование. Психология образования". Белоусова А.К. является руководителем двух магистерских программ по направлению «Психолого-педагогическое образование»: «Педагогическая психология», «Когнитивная психология в образовании».

А.К. Белоусова разработала новые курсы лекций, подготовила пакет учебно-методического обоснования для дисциплин магистратуры: «Культурно-историческая психология и деятельностный подход», «Методология и методы организации научных исследований», «Психологические аспекты инновационных методов обучения», «Психология мышления», «Психология совместной мыслительной деятельности в обучении».

Белоусова А.К. является директором НОЦ «Центр когнитивных исследований поликультурного и полиэтнического образовательного пространства Юга России», в рамках которого проводятся научные исследования, реализуются программы повышения квалификации для работников образовательных учреждений Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Белоусова А.К. активно публикует учебно-методические работы. Она имеет более 200 научных и учебно-методических публикаций, среди которых 4 монографии, 2 учебника, 10 учебных пособий. Публикуется в журналах из списка ВАК и SKOPUS: 25 статей за последние 5 лет. За последние 5 лет ею опубликовано 7 учебно-методических работ, среди них: учебник «Возрастная психология» с грифом УМО (Ростов н/Д: Феникс, 2011), подготовленный коллективом авторов под руководством Белоусовой А.К.; учебные пособия: Психология человека (Ростов н/Д: Ростиздат, 2010). Стиль мышления: теория и практика (Ростов н/Д: ЮФУ, 2011); Развивающая образовательная среда для одарённых детей (Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010).

Белоусова А.К. занимается научной работой. Выпустила две монографии в Германии, издательстве Ламберт, одна из них – на английском языке: «Initiation of Collaborative Thinking Activity Self-Organization». LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany, 2010. 182 p.; Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: системный подход Монография. Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 334 с. Имеет публикации в зарубежных периодических изданиях. Её статьи вошли в Энциклопедический словарь по психологии общения, изданный в Москве в рамках нескольких грантов РГНФ. Является инициатором проведения Всероссийских и международных научных конференций в 2010-2014 гг. «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования», «Когнитивные исследования на современном этапе. (КИСЭ – 2010-2014)». Подготовила в качестве научного руководителя 13 кандидатов психологических наук.

Является членом Диссертационных советов: Д – 212.208.27 и Д – 212.208.04 при Академии психологии и педагогики ЮФУ по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Принимает участие в рецензировании и оппонировании диссертаций в Диссертационных советах других вузов.

Является членом редакционного совета журнала ВАК «Психология обучения», членом редакционного совета зарубежных журналов «International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE)», JPMNT Journal of Process Management – New Technologies (International).

С 2005 по 2007 гг. руководила проектом «Стиль мышления субъектов российской ментальности в меняющемся мире», поддержанном РГНФ.

Прошла обучение по программе «Применение мультмедийных и интерактивных технологий в учебном процессе» с 15.04 по 26.05.11 в объёме 72 часа в ЮФУ, о чём имеет соответствующее удостоверение. Прошла курс повышения квалификации при университете Индианы (США – Индианаполис, 2008 г.), участвовала в мастер-классе ведущих Европейских психологов на 13 Европейском конгрессе в Стамбуле (Турция, Стамбул, 2011), о чём имеет соответствующие сертификаты.

Белоусова А.К. является членом Совета УМО вузов России по Психолого-педагогическому образованию, экспертом Рособрнадзора. В ЮФУ Белоусова А.К. входит в экспертный совет по психологии и педагогике.

Имеет награды: Почётная грамота РГПУ, Грамота Научно-образовательного центра инновационных педагогических технологий РАО, Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Научные статьи (2010- 2014 гг.)

Scopus

1. Alla Belousova, Oksana Barsukova, Elena Kryshchenko, Julia Mochalova, Natalia Mozgovaya, Tatiana Pavlova, Yuliya Tushnova, Maria Vyshkvyrkina. Features of Style of Thinking of Armenians, Russians and Azerbaijanis of Rostov-on-Don as One of Central Megapolises of the South-Russian Region // Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 149, 5 September 2014, Pages 92-96. (в печати)

2. A. K. Belousova, E. P. Krishchenko, O. V. Barsukova, Y.A.Tushnova, M. A. Vyshkvyrkina, N. N. Mozgovaya, J. A. Mochalova, T. V. Pavlova. Ethnic identity of russian and armenian school students// International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social sciences and Arts (SGEM 2014), book 1, Vol. 1, р. 151-159, Варна, Болгария, 2014.

3. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education// Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 149, Pages 97-101 (5 September 2014). LUMEN 2014 - From Theory to Inquiry in Social Sciences, Iasi, Romania, 10-12 April 2014. Edited by Antonio Sandu and Ana Caras Frunza (журнал из базы данных SKOPUS)

4. Belousova A., Kryshchenko E.P., Barsukova O. V. , Vyshkvyrkina M. A., Mozgovaya N. N., Mochalova J. A., Pavlova T. V. , Tushnova Y.A. Features of trust among teenage migrants // World Applied Sciences Journal 27 (5): 570-573, 2013 © IDOSI Publications, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj. 2013.27.05.13677

  1. Belousova A., Muratova M. Characteristics of Visual Active Thinking of Preschoolers with General Speech Underdevelopment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, Pages 196-202 (25 August 2014). Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education». Edited by Nikolay Veraksa, Sonja Sheridan, Julia Elsner and Yuri Zinchenko. (журнал из базы данных SKOPUS)

 

ВАК

 

1 Белоусова А.К., Нурмухамедова И.В. Развитие совместной мыслительной деятельности учителей в практике обучения // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. № 6 С.77-84. http://elibrary.ru/item.asp?id=15123239

2 Белоусова А.К., Суроедова Е.А. Стратегии смыслопередачи студентов в процессах общения // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. № 10. С. 111-120. http://elibrary.ru/item.asp?id=15269792

3 Белоусова А.К., Гринько А.А. Личностные оценки как проявление смысловых установок в процессах мышления о другом человеке // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. № 11. С. 129-136. http://elibrary.ru/item.asp?id=15553568

4 Белоусова А.К., Коржова О.В. Особенности эмоционально-волевой сферы сотрудников федеральной службы исполнения наказаний как предпосылки успешности профессиональной деятельности// Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2011. № 8. С. 167-174. http://elibrary.ru/item.asp?id=16952868

5 Менджерицкий А.М., Карантыш Г.В., Муратова М.А., Белоусова А.К. Механизмы нарушений зрительного восприятия у старших дошкольников с общим нарушением речи// Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов – на – Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2011. № 8. С. 231-236. http://elibrary.ru/item.asp?id=16952879

6 Белоусова А.К., Диалогические методы обучения как основа формирования инновационного потенциала //Психология обучения. М. 2012. № 9. С.5-11 http://elibrary.ru/item.asp?id=17902356

7 Белоусова А.К., Качан Ю.М. Мотивационные детерминанты принятия студентами функциональных ролей в процессе решения задач.//Психология обучения. М. 2012. № 9. С.65-73 http://elibrary.ru/item.asp?id=17902362

8 Белоусова А.К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. М. 2012. № 3. с.2-4. http://elibrary.ru/item.asp?id=17777662

9 Белоусова А.К., Одаренный ребенок — глазами психолога //Эксперимент и инновации в школе. М. 2012. № 3. с.41-49. http://elibrary.ru/item.asp?id=17777670

10 Белоусова А.К., Павлова Т.В. Особенности диалога дошкольников в совместной мыслительной деятельности.//Психология обучения. М. 2013. № 1. С.13-19 http://elibrary.ru/item.asp?id=18288100

11 Белоусова А.К., Мочалова Ю. А. Особенности образа мира и ценностных ориентаций у представителей различных этнических групп //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 1. - С. 99-106 http://elibrary.ru/item.asp?id=18756216

12 Белоусова А.К., Ермак   В.В. Особенности ценностных ориентаций молодых людей – участников групповой психотерапии//Психология обучения. М. 2013. № 10. С.105-113 http://elibrary.ru/item.asp?id=20272569   

13 Белоусова А.К., Николаев А.Ю., Евсеева О.Е. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ // Юридическая психология. М. 2013. № 4. С. 25-28. http://elibrary.ru/item.asp?id=20685879

14 Белоусова А.К., Рубцова Д.С. Стили мышления и их выраженность у представителей различных профессиональных групп//Психология обучения. М. 2014 № 2. С. 31-38. http://elibrary.ru/item.asp?id=21091019

15 Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Особенности смыслового слоя образа мира студентов различных национальностей Юга России//Психология обучения. М. 2014 № 2. С. 5-18. http://elibrary.ru/item.asp?id=21091017

16 Белоусова А.К., Азарова Е.А., Вышквыркина М.А. IV Международная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» // Психология обучения. М. 2014 № 2. С. 127-135. http://elibrary.ru/item.asp?id=21091029

17 Белоусова А.К., Евсеева О.Е. Выявление у абитуриентов ВУЗов правоохранительных органов России опыта первых наркопроб //ФГКУ ВНИИ МВД РФ Журнал «Научный портал МВД России» № 1 (25). – М., ФКГУ «ЭПК МВД России», 2014г. – С. 113-119.

18 Белоусова А.К., Николаев А.Ю., Евсеева О.Е. Когнитивная сфера наркотизированной личности в юношеском возрасте // Прикладная юридическая психология. Рязань. 2014. № 2. С. 37-46. http://www.alpmag.info/archive/109-number-2-for-2014.html

19 Belousova A. Developing educational environment as a factor of pre-school children development // Methodical days 2013 „Competences of preschool teachers in knowledge society“. Proceeding book. Kikinda, 2014. P.41-45. http://eprints.ugd.edu.mk/9590/1/0122013.pdf

 

РИНЦ

  1. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления Учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2011. 152С. http://elibrary.ru/item.asp?id=22725773

  2. Белоусова А.К. Смыслопередача в совместной мыслительной деятельности // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы Всероссийской психологической конференции c международным участием. Российское психологическое общество; Факультет психологии Южного федерального университета совместно с Восточно-Европейским институтом психоанализа (ВЕИП); Европейской конфедерацией психоаналитической психотерапии (ЕКПП) и Европейской Ассоциацией психологического Консультирования (ЕАК). Москва, 2014. С. 226-227. http://elibrary.ru/item.asp?id=22462540

3. Белоусова А.К., Антипова И.Г., Петрина М. Особенности смысложизненных ориентаций девиантных подростков // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы Всероссийской психологической конференции c международным участием. Российское психологическое общество; Факультет психологии Южного федерального университета совместно с Восточно-Европейским институтом психоанализа (ВЕИП); Европейской конфедерацией психоаналитической психотерапии (ЕКПП) и Европейской Ассоциацией психологического Консультирования (ЕАК). Москва, 2014. С.19-20. http://elibrary.ru/item.asp?id=22462338

4. Белоусова А.К., Чибичян О.А. Смыслообразование в структуре самосознания детей дошкольного возраста // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы Всероссийской психологической конференции c международным участием. Российское психологическое общество; Факультет психологии Южного федерального университета совместно с Восточно-Европейским институтом психоанализа (ВЕИП); Европейской конфедерацией психоаналитической психотерапии (ЕКПП) и Европейской Ассоциацией психологического Консультирования (ЕАК). Москва, 2014. С.20-21. http://elibrary.ru/item.asp?id=22462345

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика