Занина Л.В.

Занина, Лариса Витольдовна

Звание: профессор

Степень: доктор педагогических наук

Дата начала общего стажа: 01.08.1976

Преподаваемые дисциплины: 

  • "Современные проблемы науки и образования"
    направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование программа магистратуры "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании" 1. Общая трудоемкость: 8 з.е 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Учебная дисциплина "Современные проблемы науки и образования" относится к блоку Б.1 дисциплины базовой части учебного плана 44.04.01 Педагогическое образование программа магистерской подготовки "Теории и технологии начального коррекционно-развивающего образования". Содержание курса является логическим продолжением изучения проблем современной педагогической науки, в т.ч. в сфере начального коррекционно-развивающего образования на уровне бакалавриата в ходе освоения учебных дисциплин модуля "Педагогика" 3. Цель изучения дисциплины формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области применения знаний современных достижений педагогической науки и образовательной практики в решении профессиональных задач в сфере начального коррекционно-развивающего образования, а также при проектировании и реализации профессиональных образовательных маршрутов и построении профессиональной карьеры 4. Содержание дисциплины. Модуль 1. Актуальные проблемы современной педагогической науки и образовательной практики. Проблемы и перспективы развития современной педагогической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции научного знания. Проблемное поле современной педагогической науки и образования. Смена образовательных парадигм и модернизация образования. Инновации и проблема оценки качества образования. Современные научные исследования в области начального коррекционно-развивающего образования. Государственная политика в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС начального общего образования. Проблема разработки и критерии оценки содержания начального коррекционно-развивающего образования. Модуль 2. Профессиональное и личностное развитие педагога как актуальная проблема и современный образовательный ориентир. Современные тенденции в реформировании профессионального образования. Профессиональный стандарт педагога. Профессиональная педагогическая компетентность учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую деятельность. Профессиональное и личностное самообразование педагога. Педагогические условия развития личностного потенциала педагога в процессе повышения квалификации. Проектирование образовательного маршрута и профессиональная карьера педагога. 5. Дополнительная полезная информация В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: особенности современной социокультурной ситуации в образовании; основные приоритеты государственной политики в области образования; наиболее актуальные проблемы современной науки и образования (в т.ч. в сфере начального коррекционно-развивающего образования), основные современные теоретические идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых в области педагогики начального коррекционно-развивающего образования; инновационные подходы в решении профессиональных педагогических задач; требования к профессиональной подготовке педагога, осуществляющего коррекционно-развивающую деятельность. в современных условиях; пути и способы повышения квалификации, профессионального и личностного самообразования, разработки профессиональных образовательных стратегий педагога. Уметь: ориентироваться в потоке научной информации; приобретать новые научные знания, анализировать современное состояние педагогического знания и образовательной практики; выделять основные проблемы современного образования (в т.ч. в сфере начального коррекционно-развивающего образования) в условиях смены педагогических парадигм; работать с научно-методической литературой; анализировать передовой педагогический опыт, определять уровень профессиональной компетентности, соответствие требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом педагога; определять эффективные способы профессионального и личностного самообразования, построения профессиональной карьеры. Владеть: готовностью к изучению и систематизации научной информации, отечественного и зарубежного опыта; способностью применять современные достижения педагогической науки при решении профессиональных педагогических задач; владеть навыком самооценки профессиональных и личностных качеств, проектирования собственных образовательных маршрутов. Основные образовательные технологии, применяемые в процессе освоения дисциплины: технологии проблемного изложения материала, модульная технология, коммуникативно-диалоговые, технологии проектирования, технологии рейтинга учебных достижений. Формы контроля: Текущий: аннотирование, реферирование, творческая работа. Рубежный: коллоквиум, собеседование Промежуточная аттестация: экзамен
  • "Инновационные процессы в образовании"
    1.Наименование образовательной программы, в рамках которой читается дисциплина 44.04.01 Педагогическое образование, программа магистратуры "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании" 2. Общая трудоемкость (в ЗЕТ): 6 кредитов (216 час.) 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы (указать цикл, связь с другими дисциплинами: знания и умения каких дисциплин она дополняет, расширяет…). Учебная дисциплина "Инновационные процессы в образовании" относится к базовой части программ магистерской подготовки по направлению 44.04.01 Педагогическое образование и изучается в 1 семестре 1 года обучения в магистратуре. Таким образом, дисциплина является интегрирующим и системообразующим фактором магистерской подготовки по всем образовательным программам направления 44.04.01 Педагогическое образование. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами базовой и вариативной части образовательных программ по направлению 44.03.01 Педагогическое образование: Знания: основных этапов развития психолого-педагогических и гуманитарного знания (в том числе, основных течений философии Нового и Новейшего времени); основ современного российского законодательства в сфере образования, основных педагогических профессий, содержания, структуры и требований к педагогической деятельности; основных психолого-педагогических концепций, а также ; концепций предметного обучения (в соответствии с профилем программы); Умения: проектирования, организации и оценки качества педагогической деятельности, организации и самоорганизации профессионально-личностного развития, комплексного (психолого-педагогико-методического) анализа образовательных феноменов; Навыки: монологической и диалогической речи, конспектирования и реферирования текстов профессиональной направленности, описания и анализа педагогического опыта, концептуального мышления, самоопределения и рефлексии своей деятельности. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: полученные магистрантами знания, умения и навыки будут использоваться на всех этапах предстоящей программы магистратуры, на всех этапах подготовки, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также в будущей профессиональной деятельности. Наиболее актуальные междисциплинарные связи существуют между дисциплиной "Современные проблемы науки и образования" (по профилю подготовки), "Методологические основы начального коррекционно-развивающего образования", дисциплинами вариативной части блока Б 1. 4. Цель изучения дисциплины: подготовка магистрантов к активному участию в инновационной деятельности в образовании, социальной сфере, культуре через приобретение опыта решения образовательных, исследовательских и практических задач модернизации образования; подготовку к организации образовательных процессов на основе инновационных технологий; изучение возможности современной информационно-образовательной среды как условия инновационной деятельности в образовании. 5. Требования к результатам освоения дисциплины (указать компетенции и перечислить знания, умения, навыки): В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями, знаниями и умениями: Знать: • проблемы и тенденции развития образования в современном мире; • основные идеи, концепции, понятия, представления инновационной деятельности в образовании; • инструментарий (приоритеты, стратегии, методы, критерии оценки) инновационных процессов в образовании; • проблемы, принципы и перспективы инновационной деятельности в современных системах образования; Уметь: • осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие; • внедрять инновационные приемы и педагогические технологии в образовательный процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся; • совместно разрабатывать модели, методы, приемы и стратегии образовательной деятельности в инновационной образовательной среде; • выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании; Владеть: • способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования; • способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; • технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах. • анализом влияния инноваций на образовательный и воспитательный процессы; • способностью изучать и передавать опыт инновационной работы. 6. Содержание дисциплины (указать наименование модулей и тем) Модуль1. Феноменология инноваций в образовании 1.1. Инновации в образовании: деятельность и опыт 1.2. Профессионально-личностная самодиагностика 1.3. Проектирование индивидуального профессионально-образовательного маршрута 1.4. Исследование передового педагогического опыта 1.5. Индивидуальная база знаний 2. Исследование и проектирование инновационных процессов в образовании 2.1. Исследования инновационных процессов в современном образовании 2.2. Научно-инновационные проекты в актуальной сфере деятельности 2.3. Макет индивидуального научно-педагогического исследования 2.4. Модернизация образовательного процесса 2.5. Программно-методические ресурсы инновационной деятельности 3. Управление инновационными системами 3.1. Образовательные реформы конца XX ; начала XXI века 3.2. Нормативно-правовые основы инновационной деятельности 3.3. Зарубежный опыт модернизации методической деятельности 3.4. Исследование культурно-просветительской деятельности 3.5. Программирование культурно-просветительской деятельности в образовательной организации 7. Основные образовательные технологии (перечислить): проблемные лекции и лекции с видеодемонстрациями; семинары ; практикумы; доклад по материалам статьи (исследования); проблемная микролекция; анализ конкретных ситуаций (case-study), "круглый стол"; "мозговой штурм". 8. Формы контроля (текущего, рубежного и промежуточной аттестации): проведение зачета в форме студенческой конференции, посвященной обзору происходящих в образовании инновационных процессов и, одновременно, проектированию оригинальных инновационных решений.
  • "Основы превентивной педагогики"
    1. Наименование образовательной программы, в рамках которой читается дисциплина - ООП ВО, направление подготовки 440401 Педагогическое образование, программа магистерской подготовки "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании". 2.Общая трудоёмкость - 8 ЗЕТ. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Курс "Основы превентивной педагогики" входит в блок Б-1, базовую часть Основной образовательной программы магистерской подготовки "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании". Логически и содержательно-методически дисциплина связана с освоенными студентами семестрах курсами базовой части ООП "Современные проблемы науки и образования" и "Инновационные процессы в образовании". Содержательно и методически курс "Основы превентивной педагогики" выступает основой для освоения студентами изучаемых в последующих семестрах курсов по выбору, а также дисциплин, входящих в вариативный (профильный) цикл учебного плана. 4.Цель изучения дисциплины ; подготовить студентов к проектированию целостной системы первичной профилактики завичсимостей 5. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями: - способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);  способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).  способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-4);  готовность к организации взаимодействия с коллегами, родителями и социальными партнерами, к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры (СПК-2). 6.Содержание дисциплины. Модуль 1. Предмет, задачи и основные категории превентивной педагогики. Модуль 2. История превентивной педагогики Модуль3. Концепции превентивной педагогики. Модуль 4. Личностно-терапевтическая дидактика. Основные образовательные технологии. Организация лекционных занятий основывается на использовании такой группы технологий гуманистического типа, как коммуникативно-диалоговые: проблемная лекция-дискуссия, дискуссия на основе обмена мнений, дискуссия-диалог и межгрупповой диалог. Проведение лекционных занятий предполагает активное использование мультимедийных средств (презентаций). Построение семинарских занятий предполагает использование таких групп технологий гуманистического типа, как проблемно-поисковые (частично-поисковая, проблемно-исследовательская, обучение на основе "мозговой атаки" и др.) и моделирующего обучения (ролевые игры, игры-ситуации, сюжетные игры, игры-процессы, коммуникативные игры, и др.). Практические занятия строятся также с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (презентаций, подготовленных студентами, просмотров видеосюжетов и пр.) и технологий проектного обучения. 8.Формы контроля: коллоквиумы, проектные задания, рефераты, тестирование, экзамен.
  • "Модуль проектной деятельности"
    1. Наименование образовательной программы, в рамках которой читается дисциплина - ООП ВО, направление подготовки 440401 Педагогическое образование, программа магистерской подготовки "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании". 2.Общая трудоёмкость ; 3 ЗЕТ. 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Курс "Модуль проектной деятельности" входит в блок Б-1, базовую часть Основной образовательной программы магистерской подготовки "Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании". Логически и содержательно-методически дисциплина связана с освоенными студентами в предыдущих семестрах курсами базовой части ООП "Современные проблемы науки и образования". Содержательно и методически курс "Превентивная психология выступает основой для освоения студентами изучаемых в последующих семестрах курсов по выбору. 4. Цель изучения дисциплины - является становление профессионально-педагогической компетентности магистров в области создания, планирования и реализации социально-образовательных проектов 5. Содержание дисциплины. Модуль 1. Общие основы проектной деятельности в образовании. Модуль 2. Методологические основы проектирования в образовании Модуль3. Технологии разработки программы реализации проекта. Модуль 4. Управление реализацией проекта 6. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями: • готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13); • готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14); • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15); • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16) • способность к исследованию, проектированию, организации, и оценке реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития начальной школы как управляемой системы (СПК-5). 7. Основные образовательные технологии. Организация лекционных занятий основывается на использовании такой группы технологий гуманистического типа, как коммуникативно-диалоговые: проблемная лекция-дискуссия, дискуссия на основе обмена мнений, дискуссия-диалог и межгрупповой диалог. Проведение лекционных занятий предполагает активное использование мультимедийных средств (презентаций). Построение семинарских занятий предполагает использование таких групп технологий гуманистического типа, как проблемно-поисковые (частично-поисковая, проблемно-исследовательская, обучение на основе "мозговой атаки" и др.) и моделирующего обучения (ролевые игры, игры-ситуации, сюжетные игры, игры-процессы, коммуникативные игры, и др.). Практические занятия строятся также с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (презентаций, подготовленных студентами, просмотров видеосюжетов и пр.) и технологий проектного обучения. 8.Формы контроля: коллоквиумы, проектные задания, рефераты, экзамен
  • "Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности"
    Целямиосвоения дисциплины "Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности"является формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области индивидуализации образовательного процесса, диагностики и сопровождения процесса развития задатков и способностей школьников, поддержки детской одаренности.. Задачи:  углубление и систематизация знаний обучающихся в области теории и практики дифференциации и индивидуализации обучения школьников,  ознакомление обучающихся с технологий работы с учениками с повышенной мотивацией к обучению.  ознакомление обучающихся с особенностями социализации одаренных школьников  развитие способности студентов к диагностике детской одаренности и ее поддержке и сопровождению,  формирование готовности к организации взаимодействия с семьей одаренных детей с целью создания целостной среды их социализации Учебная дисциплина относится к факультативным дисциплинами (ФТД) ОП 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) "Начальное образование и иностранный язык".Для изучения данной учебнойдисциплины необходимы знания, умения, навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: "Модуль 1. Методика обучения и воспитания в области начального образования", "Модуль 2. Научно-практические основы деятельности учителя начальной школы". Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ОС ЮФУ и ОП ВОПО данному направлению подготовки: ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов ; ПК-8 - способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

 

Дополнительная информация: 

 

Автор 134 публикаций, в т.ч. 7 монографий, включая:

  • Концептуальная модель регионального образовательного комплекса "педколледж -педвуз" (коллективная монография). Ростов-на-Дону, РГПУ, 2000
  • Занина Л.В. Научно-методические основы реформирования педагогического образования в 90-х годах ХХвека". Монография. Ростов-на-Дону, РГПУ. 2001
  • Система управления качеством профессиональной подготовки в РГПУ.  (коллективная монография). Ростов-на-Дону, 2002
  • Методологическая сфера образования: современные научные подходы. (коллективная монография): Ростов-на-Дону, "Булат", 2007
  • Занина Л.В. Дополнительное образование в контексте форсайта. Lap Lamber. Germany. 2012
  • Аккультурация: профессионально-педагогические и лингвистические основы (коллективная монография). Ставрополь, СГМИ, 2014
  • Занина Л.В Превентивная педагогика в системе наук о человеке.  Глава2. /Перспективные тренды развития науки: образование, воспитание, спорт.  (коллективная монография) Украина, Одесса. 2016.

 Базовое образование: "Психолог. Преподаватель": отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Защита кандидатской диссертации:  по специальности 13.00.01 ; теория и история педагогики  на тему: "Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего профессионального образования" в 1994г.

Защита докторской диссертации:  по специальности13.00.08 ; теория и методика профессионального образования на тему: "Научно-методические основы и региональные особенности реформирования педагогического образования" в 2001 г.

Под руководством Заниной Л.В. защищены четыре кандидатские диссертации по специальности 13.00.08 ; теория и методика профессионального образования.

С 2017 г. руководит подготовкой докторского и двух кандидатских диссертационных исследований.

С 2014 г. член редакционного совета НТЖ "Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров" (г. Челябинск)

     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 С 2013 г. полномочный представитель ректора ЮФУ по вопросам профилактики зависимостей в молодежной среде

Проекты:

1. "Система тьюторства как механизм обеспечения качества подготовки и комплексной поддержки студентов в федеральном университете" награжден золотой медалью Международной конгресс-выставки "Global education ; образование без границ", в соавторстве с проф. Финько М.В., 2009 год. 

2. "Модель сетевого взаимодействия Педагогического института ЮФУ и образовательных учреждений Ростовской области по развитию художественного образования детей", который награжден дипломом лауреата Международной конгресс-выставки "Global education ; образование без границ", творческий коллектив авторов, 2011 год.

 Руководитель межфакультетского НОЦ "Непрерывное и дополнительное образование" с 2009 года.

С 2015 г. председатель оргкомитета Международного научного форума "Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде" Ростов-на-Дону , ЮФУ

С 2016 г. руководитель  основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование  

"Первичная профилактика зависимости и медиация в образовании

Публикации по научной проблеме магистерской подготовки:

  • Занина Л.В. Педагогические аспекты профилактики зависимостей среди учащихся и молодежи// Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы V международной научно-практической  конференции. North Charleston, USA. 2015
  • Культурологические основы профилактики зависимостей в молодежной среде/ Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы второго международного форума. Ростов-на-Дону, 2015
  • Научно-методические основы разработки программы профилактики зависимостей среди учащихся образовательной организации/Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы второго международного форума. Ростов-на-Дону, 2015
  • Особенности отечественных культурно-педагогических традиций в организации профилактики зависимостей в молодежной среде/Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: ХIIмеждународная научно-практическая конференция. Часть 1. ;НАУ, 7(12)2015. Екатеринбург, 2015
  • Компетентностный подход в деятельности школьного медиатора//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016 - N3(28)
  • Превентивная педагогика в системе наук о человеке Гл. 2 /Образование и воспитание, спорт: Монография. Одесса: Куприенко СВ, 2016. 181с.
  • Превентивно-педагогические основы концепции "позитивного большинства" в профилактике зависимостей/Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы третьего международного форума. Ростов-на-Дону-Минск-Грозный, 2016
  • Междисциплинарные основы профилактики саморазвивающегося поведения детей и подростков/ Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы четвертого международного форума. Ростов-на-Дону-Элиста ; Ставрополь_-Потсдам , 2017

 

2014, 2015, 2016, 2017 гг.;научный руководительстуденческой летней тематической смены #зависимость.ЮФУ.net* (база отдыха и практик студентов "Лиманчик")

 

2016-2017 гг. ; научный руководитель проектных смен школьников "Путешествие в мир педагогических профессий"( образовательный кластер ЮФУ)

 

Повышение квалификации:  

1.04-2006-28.12.2006 повышение квалификации по программе "Менеджмент качества образования".500 час. Удостоверение рег.N 225 выдано Исследовательским центром Проблем качества профессионального образования МГИСиС (г.Москва)

6.04. 2011-21.05.2012. Профессиональная переподготовка по программе "Технологии разработки рекламных продуктов (дизайн-проектирование)". 540 час.

 Диплом о профессиональной переподготовке ПП-I N853597. Пединститут ФГАОУ ВПО "ЮФУ"

о-методические ресурсы

 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика