Кафедра общей и педагогической психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Телефон:
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
факультета психологии
Южного федерального университета
344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, http://www.psyf.rsu.ru
Кафедра образована 1 сентября 2006 г.
Основные научные направления кафедры
-
Разработка интегративной теории смысла и смыслообразования в различных жизненных и профессиональных контекстах.
-
Типологии смысложизненных стратегий и стилей смыслообразования.
-
Смысловые барьеры в познавательной деятельности.
-
Смыслотехническое воздействие как способ формирования образов и смысловых установок в СМИ и рекламе
-
Толерантность и интолерантность в поликультурной образовательной среде: механизмы и особенности в кризисных жизненных ситуациях.
-
Индивидуально-типологичесикие и личностные особенности как интегративно-акмеологические предпосылки развития человека.
-
Компьютерная психодиагностика, распознавание особенностей трансляции образов.
-
Проблема развития субъектности участников образовательного процесса; проектирование психологически безопасной образовательной среды; разработка и проведение тренингов личностного и профессионального роста; изучение психологических эффектов интерактивных технологий обучения.
Содержание и виды учебной деятельности кафедры
-
базовые курсы по «Общей психологии»;
-
спецкурсы по «Общей психологии» для бакалавров, специалистов и магистров психологов;
-
практические и семинарские занятия по общей психологии;
-
психологическая составляющая педагогической практики;
-
курсовые, дипломные, магистерские и аспирантские работы.
Связь научной работы с учебным процессом
-
На кафедре «Общей психологии» осуществляется специализация студентов в соответствии с приоритетными научными направлениями.
-
Аспиранты и докторанты кафедры «Общей психологии» занимаются научно-исследовательской деятельностью в соответствие с наиболее востребованными проблемами современной социально-экономической ситуации.
-
Преподаватели кафедры активно используют интерактивные технологии в реальной практике учебного процесса.
-
Преподавательский состав кафедры постоянно участвует в различных международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах и семинарах.
-
На кафедре действуют методологический семинар по проблемам общей психологии и методическая комиссия по усовершенствованию программ учебно-методических пособий для студентов, магистров и аспирантов ЮФУ.
-
Преподаватели кафедры участвуют в подготовке студенческих научных докладов на ежегодной научной конференции студентов и аспирантов факультета психологии ЮФУ, МГУ, СПбГУ и других ведущих научных центров
-
Результаты научной деятельности сотрудников кафедры представлены в ведущих отечественных научных журналах: «Вопросы психологии», «Российский психологический журнал», «Северо-Кавказский психологический вестник».
-
Сотрудниками кафедры подготовлены и опубликованы монографии, учебники, учебные и методические пособия по наиболее актуальным вопросам современной психолого-педагогической науки и практики.
Научные связи
Сотрудники кафедры активно работают с ведущими отечественными научными центрами:
-
Психологический Институт Российской академии образования;
-
Институт психологии Российской академии наук;
-
Факультет психологии Московского государственного университета;
-
Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета;
-
Южно-Российский фонд развития толерантности и профилактики экстремизма;
-
Ростовский государственный университет путей сообщения;
-
Институт педагогики и психологии Южного федерального университета;
-
Ростовский областной центр диагностики и коррекции;
-
Карельский государственный педагогический университет;
-
Краснодарский государственный университет;
-
Волгоградский государственный университет
-
Кабардино-Балкарский государственный университет.
Зарубежные центры:
-
Центр по изучению Терроризма, Трансакциональной Преступности и Коррупции при Американском Университете, г. Вашингтон, округ Колумбия, США;
-
Университет г. Дортмунд, Германия;
-
Университет г. Oulu, Финляндия;
-
Университет г. Joensuu, Финляндия.
Сведения о практическом внедрении результатов
-
Совместно с Институтом педагогики и психологии Южного федерального университета, Южно-Российским фондом развития толерантности и профилактики экстремизма, Муниципальным учреждением «Управление образования г. Ростова-на-Дону (отдел образования Ворошиловского района)», консультативно-информационным образовательным центром «Диалог-Инфо» систематически проводятся научно-практические конференции на тему «Теория и практика формирования безопасной образовательной среды в полиэтническом муниципальном пространстве», по итогам конференций публикуются сборники.
-
Регулярно разрабатываются методические рекомендации и учебные пособия по спецкурсам по общей психологии для студентов ЮФУ.
-
Результаты, полученные в ходе научно-исследовательской работы кафедры, используются в преподавании различных курсов по психологии в ВУЗах г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
-
Разрабатываются и внедряются в практику методические рекомендации и интегрированные комплексы программ по профилактике ПАВ-зависимости для учителей, по созданию психологически безопасной образовательной среды в поликультурном образовательном пространстве.
-
Преподавателями кафедры осуществляется творческое сотрудничество и регулярно проводится консультативная работа с работниками отделов органов образования г. Ростова-на-Дону и Ростовской области; Министерством образования РО, институтом ИПК и ПРО, городским психологическим центром, а также психологами образования РО.
Гранты
-
Программа «Федеративная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг.», задача «Развитие системы обеспечения качества образования», мероприятие «Создание общероссийской системы оценки качества образования», проект: «Разработка и внедрение индексов толерантности как индикаторов оценки качества системы общего и профессионального образования».
-
Программа «Федеративная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг.», задача «Повышение эффективности управления в системе образования», мероприятие «Мониторинг процессов развития сферы образования в РФ», проект: «Проведение мониторинга социальной направленности и разработка системы мер по оказанию помощи в ситуациях межэтнических и межрегиональных конфликтов в сфере образования».
-
Программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 гг.)», мероприятие «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования», раздел «Научно-методическое обеспечение управления, подготовки кадров», подраздел «Научно-организационное и методическое обеспечение процесса воспитания детей и молодежи, дополнительного образования детей, деятельности учреждений и общественных объединений в сфере молодежной политики», проект: «Разработка научно-методических основ учебной и социально-психологической адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях».
-
Tra CCC Программа «Открытый мир», мероприятие «Женщины-лидеры», проект: «Изучение работы центра по изучению Терроризма, Трансакциональной преступности и коррупции» при Американском университете, г. Вашингтон, Округ Колумбия, США,
-
Грант «Региональный образ» человека Поволжья. Методологические принципы комплексного изучения.