E-mail:

Должность: профессор
Научная степень: кандидат психологических наук
Звание: - доцент
Награды, премии, звания:
· Почетный работник общего образования РФ,
· Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Профессиональная деятельность:
· член рабочей группы по дошкольному и основному общему образованию Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации;
· член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей;
· член Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
· член рабочей группы по контролю за реализацией пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ;
· член рабочей группы по контролю за реализацией пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ;
· член общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в городе Москве;
· член редакционной коллегии журнала «Сибирский педагогический журнал»
В сферу научных интересов входят вопросы развития психологической службы образования, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, психологические технологии поддержки обучения и развития.
Преподаваемые дисциплины:
· Методологические основы инклюзивного образования
· Мониторинговые исследования в образовании
Сведения о публикационной активности:
Индекс Хирша — 15
SPIN 2156-7875
Публикации на портале PsyJournals.ru
ORCID: 0000-0002-9374-5639 Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора
Публикации в зарубежных рецензируемых научных журналах и издания
1. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121–132. doi:10.17759/psyedu.2019110410
2. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого‐педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. №
3. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2019110301 3. Alekhina S., Yudina T. Peer Acceptance and Teachers’ Attitudes Towards Students with Down Syndrome in Primary School // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue: Some International Perspectives. Pensa MultiMedia Editore, 2018. pp. 151 — 167.
4. Alekhina S. Topical Issues of Inclusive Education Development in Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue: Some International Perspectives. Pensa MultiMedia Editore, 2018. pp. 169 — 178.
5. Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The foundations of an inclusive paradigm for contemporary education // Special Education. 2018. 1 (38). PP. 47-60. doi: 10.21277/se.v1i38.366
6. Алехина С.В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. № 2. 2018. С. 6-10.
7. Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. С. 5-13.
8. Юдина Т.А., Алехина С.В. Ключевая категория анализа отношений в инклюзивных классах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 71–77. doi:10.17759/jmfp.2018070108
9. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 116–128. doi:10.17759/psyedu.2017090312
10. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
11. Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. – с. 94-101. 12. Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. – с. 70-78.
13. Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. № 6. – c. 125-131.
14. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. № 3. – с. 88-89.
15. Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России //Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015. С. 3 — 7.
16. Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С. 13 – 20.
17. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Текст] / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
18. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.
19. Alekhina S., Soldatenkova E. The Development of Communication as a Condition for Inclusion of Children with Autism in Education // 9th International Technology, Education and Development Conference March 2nd-4th, 2015 — Madrid, Spain.
20. Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3. С.4–7. 21. Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-104.
22. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
23. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №1. С.5–16.
24. Алехина С.В. Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №3. С.5–15.
Выступления/интервью
2019-04-09 Образованию особенных детей необходимы нестандартные решения — Российская газета 2017-10-25 Публичная лекция 2016-09-01 Иллюзия инклюзии. Готовы ли школы принять особенных детей 1 сентября – в материале РИА «ФедералПресс».
2015-06-26 Ток-шоу «Школа для всех»: инклюзивное образование РИА «Новости» http://ria.ru/adaptation/20150626/1090715196.html
2014-06-03 Ведение секции и доклад «Дети с РАС в образовании столицы: опыт и стратегии». Международная конференция «Аутизм. Выбор маршрута» МГППУ. Сколково. 2 – 4 июня 2014 г. http://www.youtube.com/watch?v=WM5bEW1HT7E
2014-06-03 Ведение дебатов «Нужна ли школа для детей с аутизмом?»
Международная конференция «Аутизм. Выбор маршрута» МГППУ. Сколково. 2 – 4 июня 2014 г. http://xn--c1arkau.xn--p1ai/#media-26-video-343
Проекты, выполненные под руководством Алехиной С.В.:
1. Проект «Разработка решений в области развития инклюзивного образования в Российской Федерации». Договор с Фондом «Центр стратегический разработок» от 31 октября 2016 г.
2. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Обучение по программам повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам использования в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений психолого-медико-педагогических комиссий». ГК № 07.Р24.11.0028 от 08 июля 2016г.
3. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам
реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях». Договор с МПГУ № 69-134/03-01 от 26 марта 2015 г.
4. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» ГК № 09.028.11.0018 от 23 июня 2014 г.
5. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГК № 07.Р24.11.0001 от 11 марта 2014 г.
6. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Организация и проведение Международной конференции по инклюзивному образованию с целью обсуждения результатов реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы в рамках проекта «Проведение обучающих мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций по развитию инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации» ГК №07.Р24.11.0039 от 24 ноября 2014г. Договор 0304/15 от 03.04.2015 г. с СКФУ.
7. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.12.0026 от 2 октября 2014 г.
8. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.
9. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 09.028.11.0018 от 19 августа 2014 г.
10. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Разработка проекта специальных требований в федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (продолжительность работ 2014 г.). Договор № 14/281 от 29 апреля 2014 г. с РГПУ им. Герцена.
11. Грант РГНФ Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2014 — г. Москва Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы (продолжительность проекта 2014 г.). Соглашение (Договор) 14-06-77004а(р) от 17 апреля 2014 г.
12. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по вопросам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (продолжительность проекта 2013-2014 г.). ГК № 07.028.11.0017 от 14 октября 2013 г.
13. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение Международной научно-практической конференции по развитию инклюзивного образования в России в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (продолжительность проекта 2013 г.). ГК № 07.Р24.12.0001 от 26 апреля 2013 г.
Ссылка на профиль на сайте https://elibrary.ru: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=257747