Рюмшина Л.И.

Рюмшина, Любовь Ивановна

Адрес: 

пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии
Ростов-на-Дону
Ростовская область
344038
Россия

Рюмшина Любовь Ивановна – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психологии личности.

В 1991 году под руководством академика РАО Бодалева А.А. защитила кандидатскую диссертацию в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (г. Москва)  на тему «Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме» (по специальности 19.00.07 «педагогическая и возрастная психология»).

В 2005 году защитила докторскую диссертацию на тему «Формы общения: ценностно-смысловой анализ» (по специальности 19.00.05  «социальная психология»).

С 1981 года по настоящее время работает в РГУ (ЮФУ), с 1992 года является доцентом, в 1993 году получила научное звание доцента, с 2006 года - профессор кафедры социальной психологии.

Общественная деятельность:

2003-2007 – член  диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций,

2004 по 2008 год являлась отв. секретарем Российского психологического журнала,

2005  по настоящее время - член редакционной коллегии журнала «Северо-Кавказский психологический вестник»

2005 по настоящее время – член диссертационного совета по защите докторских диссертаций,

2006-2008 год заместитель председателя Ростовского регионального отделения Российского психологического общества,

2007 году являлась зам. председателя оргкомитета 1У съезда российского психологического общества в г. Ростове-на-Дону,

Награждена Почетной грамотой Минобразования РФ, Благодарственным письмом Управления образования Администрации г. Ростова-на-Дону (2002 г.). Автор концепции и программы «Гуманизация отношений: поиск средств и форм взаимодействия и взаимопонимания в системе «педагог-педагог», «педагоги-родители», «педагог-ребенок». С 2001 по 2005  год участвовала в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе». В 2007-2008 годах участвует в программе «Модернизация процесса обучения в Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса – департамента психологии».

Повышение квалификации:

Стажировалась в Дортмундском Техническом Университете (Германия), на факультете гуманитарных наук и теологии, в университете г. Индианаполис (США).

Курсы повышения квалификации:

«Количественный анализ данных в социальных науках, в психологии и педагогике». 2017 (36 часов).

«Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя» 2017 г. (72 часа).

«Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования» 2018 г. (72 часа)

  Стаж научно-педагогической деятельности 37 лет.

Научное направление – экзистенциально-гуманистическая психология, онтопсихология общения, психология манипуляции.

Теоретические и эмпирические исследования общения с позиций экзистенциально-гуманистической психологии послужили основой для создания онтопсихологии общения, или ценностно-смыслового подхода к общению и личности, раскрывающего бытийную сущность общения и его роль в человеческом существовании. С позиций ценностно-смыслового подхода выполняются прикладные исследования в области рекламы, СМИ, рассматриваются вопросы, касающиеся социокультурной опосредованности общения, поиска способов и средств взаимопонимания, разрешения конфликтных ситуаций, влияния манипулятивных склонностей личности на удовлетворенность отношениями, внутриличностных особенностей лиц, склонных к манипуляциям и ставших их объектом. Рюмшина Л.И. входит в число первых современных российских психологов, последовательно исследующих психологические феномены с позиций гуманистически ориентированной теории и практики

В рамках данного научного направления под руководством Рюмшиной Л.И. защищены четыре кандидатские диссертации:

  1. Желтонова Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания. 2000 г.
  2. Кузуб А.В. Ценностная идентификация будущих журналистов с героями художественныхфильмов. 2003 г.
  3. Беденко С.В. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы. 2008 г.
  4. Мустафаева Э. М. Социально-психологические особенности стилей руководства российских и британских менеджеров среднего звена, склонных к манипулированию. 2018 г.

 

Результаты выполненных проектов отражены в  162 научных работах, изданных в России и за рубежом.

Монографии:

  1. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997.
  2. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой подход). Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003.
  3. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004.
  4. Познание человека человеком. Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васина. (Глава 4. § 4.1). Санкт-Петербург: «Речь», 2005, с 132-140.
  5. Socio-cultural determination of communication. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010.(https://www.lap-publishing.com/content/login?locale=ru).
  6. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры).LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. (https://www.lap-publishing.com/content/login?locale=ru).
  7. Онтопсихологияобщения. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010.(https://www.lap-publishing.com/content/login?locale=ru).
  8. Recognition of the emotional expressions by the subjects, prone to the manipulations," Emotional Expression: the Brain and The Face, 4th Volume", Portugal, 2013. С. 217-246 (Глава в коллективной монографии)
  9. Распознавание мимических выражений лица субъектами с различным уровнем выраженности склонности к манипуляциям. Лицо человека в науке, искусстве и практике /Отв. ред.  К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. - М.: Когито-Центр, М. 2015. С. 619-636. (Глава в коллективной монографии)
  10. Прикладная психология общения и межличностного познания  (Отв. редактор и автор Предисловия и 3 глав).
    Москва,2015. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Кредо"
  11. Игры и манипуляции в межличностном общении: играть или не играть? 1pix М.-Берлин Издательство: Директ-Медиа.  2015.
  12. Развитие представлений об общении: от отношений и переживаний к ценностно-смысловой проблематике. Психология общения: школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: РШБА. 2017. С. 187-195. (Глава в коллективной монографии).

  

Основные научные статьи в журналах и сборниках:

1.  Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии 2000. №1 С.142-149.http://www.voppsy.ru/tr.htm.

2. Влияние манипулятивных установок личности на взаимопонимание // Мир психологии. 2001. №  3. С.88-93.http://mednik.com.ua/node/2325.

3. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. 2002. №2. С.130-131.http://www.voppsy.ru/tr.htm

4. Особенности первого впечатления о другом человеке лиц с манипулятивной направленностью в общении // Северо-кавказский психологический вестник. Приложение 1. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. С. 54-58.http://credo-publish.psyf.rsu.ru/vipusky2.html.

5. Влияние манипулятивных установок личности на взаимопонимание.// Акмеология, 2005.  № 2. С. 61-65

6. Многоликость и «вечность» диалога (совместно с Братченко С.Л.). Материалы IV Съезд Российского психологического общества. Психология – будущему России. М.-Ростов-на-Дону: Изд- во «Кредо». 2007.

7. Socio-cultural determination of communication.// BULGARIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY. 2010, 1-4, 163 .-169.

8.Манипуляции в СМИ как следствие «разорванной коммуникации»// Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т.2: Сб. статей /Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой и др. – М: Аспект Пресс, 2008. С.226-234.http://istina.imec.msu.ru/publications/book/1168716/.

9. Ценностное отношение к другому как основа смысла жизни. // Известия Самарского научного центра российской Академии Наук. Т.12, № 5 (Приложение). 2010. С.69- 74.

10.Онтология и психология: пути сотрудничества в исследовании смысла жизни. // Известия Самарского научного центра российской Академии Наук. Т.12, № 5 (Приложение). 2010. С.64-69.10.

11.Emotional states and the resulting problems of the persons prone to manipulations. «Psychology and Health». London.  2010  vol. 25, issue 6.

12. The development of constructive communication between  health professionals and patients. Psychology and Health. 2012  vol. 27.

13. Family influence on formation of children's manipulative attitudes. International Journal of Cognitive Research in science, engineering and
education (IJCRSEE) Vol 1, No 1 (2013). 14-18. http://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee

14. Алексей Александрович Бодалев – «коммуникативное ядро психологии общения: послание к юбилею» (совместно с Лабунской В.А.).// Российский психологический журнал. Т. 10, № 3. 2013. С. 7-10

 

15. Traits of the Self-actualized Personality in the Modern Russian Politicians . Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 86, 10 October 2013, Pages 396–401.

16. Социокультурная и общественная детерминация манипулирования подчиненными российскими и британскими менеджерами (совместно с Мустафаевой Э.М.) Национальная безопасность / nota bene. – 2014. – № 5. – С. 676 - 687. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.5.12235. http://www.nbpublish.com/nbmag/contents_2014_5.html

 

17.Манипулятивный стиль управления менеджеров и удовлетворенность психологическим климатом в группе их подчиненных (совместно с Мустафаевой Э.М.).//Психология и Психотехника. — 2015. - № 6. - С.621-630. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.6.15640

18.Рюмшина Л.И. Общение в многопользовательских ролевых онлайн-играх  как   проблема информационно-психологической безопасности.// Социодинамика. — 2016. - № 8. - С.79-87. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.8.20056. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_20056.html

19. Characteristics of understanding of oneself and partner in interpersonal interaction by persons with manipulative tendencies.  International  Journal of  Psychology. Volume 51, Issue Supplement S1. July 2016. 

20. Perception of oneself and personal characteristics of players in multi player online game. International  Journal of  Psychology. Volume 51, Issue Supplement S1. July 2016.  

21. Особенности понимания себя и партнера по решению совместных задач лицами с различной выраженностью манипулятивных склонностей.// Психология и Психотехника. – 2017. – № 4. – С. 47 - 54. DOI: 10.7256/2454-0722.2017.4.24091 URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24091

22. Доверие информационным источникам, транслирующим непроверенную информацию: личностный и возрастной аспект.// Социодинамика. – 2018. – № 9. – С. 61 - 68. DOI:. 10.25136/2409-7144.2018.9.27126 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=27126

 

Статьи в Энциклопедическом словаре по Психологии общения. /Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когнито-Центр», 2011, 2013, 2015 г.  .http://vocabulary.ru/dictionary/1095/symbol/204.

          1.Общение: культурно-исторический анализ.

          2.Онтопсихология общения

          3.Игра как форма общения

          4.Манипуляция

          5.Ценности личности в общении

          6.Телевизионное   SMS –общения

          7. Манипуляции общественным сознанием

 

Учебники и учебные пособия:

1. Взаимопонимание в общении. // Социальная психология    личности в вопросах и ответах. Учебное пособие под ред. Лабунской В.А. М.: Гардарики, 1999. С. 257-273.

2.Гуманистическая психология о личности. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебное пособие под ред. Лабунской В.А. М.: Гардарики, 1999. С.93-110

3. Манипулятивное общение и личность манипулятора. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебное пособие под ред. Лабунской В.А. М.: Гардарики, 1999. С. 274-287.

4. Манипулятивные приемы в рекламе. Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ». Ростов-на-Дону.: «МарТ», 2004.

5. Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению. Программа и методическое пособие специального курса. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.

6.  Формирование готовности к толерантному общению у младших школьников. Психологический практикум. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002.

7. Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения. Учебное пособие.  Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г.

8. Онтопсихология общения: бытийная сущность и формы общения. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2014.

9. Диагностика манипулятивного стиля руководства. Учебное пособие. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2017

 Является автором нескольких программ социально-психологической коррекции, разработанных в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе»: программы «Развития ценностного отношения к общению», программы «Формирование готовности к толерантному общению у младших школьников», программы тренинга противодействия манипуляциям.

Читает курсы и спецкурсы:  «Гуманистическая психология: теория и практика», «Психология манипуляции», «Экзистенциально-гуманистическая психология как психология бытия», «Гуманитарный подход в социальной психологии», «Ценностно-смысловая детерминация общения», проводит спецпрактикум по психологии манипуляции и гуманистической психологии. 

В сфере практической социальной психологии занимается:

 1.Гуманистически ориентированной психотерапией;

2. Разработкой личностно ориентированных обучающих программ и программ социально-психологического тренинга по противодействию манипуляциям.

Созданы методики:

  1. «Значимость взаимопонимания в общении»
  2. «Манипулятивный стиль руководства»
  3. «Средства манипулятивного воздействия»

Области научного сотрудничества:

  1. Гуманитарная парадигма в психологии;
  2. Экзистенциально-гуманистический взгляд на изучение психологических явлений;
  3. Ценностно-смысловая детерминация личности и общения;
  4. Психология манипуляции;
  5. Психология массовой коммуникации;
  6. Социокультурная детерминация общения.
 

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

 
 
Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.
Яндекс.Метрика